logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть достаточно широкой, адаптированной к особенностям национальной экономике. Монополизированная структура производства в Республике Беларусь, доставшаяся в наследство от прежних времен, неизбежно создала трудности в формирование конкурентной среды и рыночных цен.

Хозяйственные субъекты могут занимать доминирующее положение на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию и затруднять доступ на рынок другим предприятиям. Доминирующим считают такое положение предприятия, доля которого на рынке данного товара превышает предельную величину, которую ежегодно устанавливает Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики Республики Беларусь. Регулирование цен осуществляется как на продукцию естественных монополий, так и искусственных. К первым относят отрасли, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло и т.д.). Цель антимонопольного законодательства – обеспечить доступность для потребителей товаров (услуг) этих предприятий за счет определения экономически обоснованных цен. Деятельность таких предприятий должна контролироваться, прежде всего, по формированию издержек. Надо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения. При регулировании деятельности искусственных монополий надо выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально. Если да, то, скорее всего, свободные высокие цены будут способны привлечь новых производителей, если – нет, то следует направить усилие, чтобы устранить недостатки этого рынка, открыть рынок для национальных и зарубежных фирм. Рынок лучше, чем государственные органы, способствует предложению товаров нужного качества, количества и ассортимента.

Предприятия-монополисты включаются в специальный Государственный Реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке данного товара. Формирование его осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики. Местные органы власти выделяют такие предприятия и вносят предложения о включении их в Реестр. Если предприятие включено в Реестр, то оно контролируется государством по той номенклатуре, по которой оно является монополистом.

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприя­тий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которой устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприя­тия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных ан­тимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет до­пущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие ис­ключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из пред­приятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регули­рование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из раз­делов реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприя­тия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ адми­нистративно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприяти­ями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: ус­тановление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тари­фов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет со­бой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлени­ем калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

Для преодоления монополизма и поддержания на рынке определенного уров­ня конкуренции считается необходимым придание установлению цен так называ­емой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за ис­ключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким образом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных органов. Правительственные услуги, лицензии, квоты должны предоставляться в соответствии с правилами и законодательными нормами. Это не позволит созда­вать почву для взяточничества, коррупции в органах государственной власти и на государственных предприятиях.

В нашей республике, когда идет процесс формирования многоукладной эконо­мики и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разработка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно примеров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, респуб­ликанский радиотелепередающий центр пытался установить для негосударствен­ных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повышающим коэффициентом к основному тарифу, Белорусская железная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д.