3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
Сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть достаточно широкой, адаптированной к особенностям национальной экономике. Монополизированная структура производства в Республике Беларусь, доставшаяся в наследство от прежних времен, неизбежно создала трудности в формирование конкурентной среды и рыночных цен.
Хозяйственные субъекты могут занимать доминирующее положение на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию и затруднять доступ на рынок другим предприятиям. Доминирующим считают такое положение предприятия, доля которого на рынке данного товара превышает предельную величину, которую ежегодно устанавливает Департамент антимонопольной и ценовой политики при Министерстве экономики Республики Беларусь. Регулирование цен осуществляется как на продукцию естественных монополий, так и искусственных. К первым относят отрасли, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло и т.д.). Цель антимонопольного законодательства – обеспечить доступность для потребителей товаров (услуг) этих предприятий за счет определения экономически обоснованных цен. Деятельность таких предприятий должна контролироваться, прежде всего, по формированию издержек. Надо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения. При регулировании деятельности искусственных монополий надо выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально. Если да, то, скорее всего, свободные высокие цены будут способны привлечь новых производителей, если – нет, то следует направить усилие, чтобы устранить недостатки этого рынка, открыть рынок для национальных и зарубежных фирм. Рынок лучше, чем государственные органы, способствует предложению товаров нужного качества, количества и ассортимента.
Предприятия-монополисты включаются в специальный Государственный Реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке данного товара. Формирование его осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики. Местные органы власти выделяют такие предприятия и вносят предложения о включении их в Реестр. Если предприятие включено в Реестр, то оно контролируется государством по той номенклатуре, по которой оно является монополистом.
Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включается перечень предприятий, относящихся к естественной монополии, цены на продукцию и услуги которой устанавливаются государственными органами. Во второй раздел входят предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприятием, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребление доминирующим положением, то такое предприятие исключается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных параметров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разделов реестра содержит два подраздела: республиканский, включающий предприятия-монополисты на республиканском товарном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на местных товарных рынках (в пределах границ административно-территориальных единиц, населенных пунктов).
В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее представляет собой регистрацию цен в органах ценообразования на основе представляемых предприятиями их детальных обоснований (подробное обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).
Для преодоления монополизма и поддержания на рынке определенного уровня конкуренции считается необходимым придание установлению цен так называемой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинаковую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за исключением объективных факторов, обусловливаемых различиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким образом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных органов. Правительственные услуги, лицензии, квоты должны предоставляться в соответствии с правилами и законодательными нормами. Это не позволит создавать почву для взяточничества, коррупции в органах государственной власти и на государственных предприятиях.
В нашей республике, когда идет процесс формирования многоукладной экономики и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разработка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно примеров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, республиканский радиотелепередающий центр пытался установить для негосударственных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повышающим коэффициентом к основному тарифу, Белорусская железная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б