Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
Муниципальное образование является особым уровнем управления, который несет основную функциональную нагрузку по формированию предпосылок социально-экономического развития территории. Рационализация экономических и социальных отношений в муниципалитете является важным условием обеспечения комплексного развития региона в целом. Однако эта система обладает подвижными составляющими внутренней и внешней среды (демографической, миграционной, экономической и др.). Для принятия эффективных управленческих решений необходим инструментарий оценки изменений факторов среды и силы их влияния на реализуемые в муниципальных образованиях (МО) проекты и долгосрочные цели развития.
Анализ возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон внутренней среды муниципального образования дает возможность получить общее представление о потенциале развития. Результаты SWOT-анализа формируют базу для стратегического планирования и разработки стратегических программ.
Таблица 1 - Оценка факторов и параметров внутренней среды муниципального образования город Волгоград
Фактор | Параметр | Оценка Возможность «+» Угроза «-» Нейтрально «0» |
| ||
Географическое положение | физические размеры близость к центру страны наличие развитой транспортной инфраструктуры | - + + |
| ||
Геополитическое положение, уровень известности, имидж
| близость к границам историческое значение и современная роль МО отношение к МО жителей и приезжих привлекательность для туристов размещение и активность СМИ международные связи, партнерства | - +
0
+ 0 |
| ||
Климат
| тип климата среднегодовая температура, максимальные и минимальные температуры количество осадков | + +
- |
| ||
Экономика | ВРП, в т.ч. на душу населения структура ВРП по производству, использованию и распределению объем инвестиций индекс роста цен | + +
- - |
| ||
Внутримуниципальные связи и пространственная организация
| производственная кооперация близость рынков сбыта и поставщиков наличие агломераций и промышленных узлов, межотраслевых комплексов региональные схемы размещения производительных сил и расселения муниципальные диспаритеты и асимметрия | 0 0
-
-
- |
| ||
Финансы
| доходы и расходы бюджета налоговая нагрузка, местные налоги, сборы, пошлины финансовое стимулирование, кредиты и займы | - -
- |
| ||
Ресурсная база
| природные ископаемые ресурсы, полезные | - |
| ||
Население и уровень жизни | численность населения продолжительность жизни численность и качество экономически активного населения уровень безработицы, рождаемости, смертности половозрастная структура населения социальная структура уровень социальной напряженности доходы и расходы населения | + 0 0
0
0
- 0 |
| ||
Производственный потенциал | структура производства отрасли специализации возможности занятости потенциал рынков производственные мощности, износ ОФ конкурентоспособность региональных рынков товаров и услуг | - - - - -
- |
| ||
Потребительский потенциал | покупательная способность населения привлекательность и размер рынков | -
+ |
| ||
Условия хозяйственной деятельности | инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность стимулирование экономического развития администрацией уровень монополизации региональных рынков отношение к предпринимательству | +
-
-
+ |
| ||
Природная среда и возможности рекреации | природная зона, ландшафты качество окружающей среды затраты на охрану окружающей среды организация отдыха | + - - + |
| ||
Жилье | обеспеченность жильем качество жилья | - - | |||
Социальная инфраструктура | возможности проведения досуга сектор услуг, торговля культура, искусство образование, наука медицинское обслуживание спорт | + + 0 + + 0 | |||
Производственная инфраструктура | земельные участки энергетика транспорт, транспортная доступность инновационные центры, технопарки ярмарки, выставки наличие финансовой инфраструктуры сфера информации и телекоммуникаций | + + + - 0 + 0 | |||
Институциональная инфраструктура | эффективность государственного и муниципального управления благоприятный для населения и хозяйствующих субъектов сервис администрации уровень коррумпированности и преступности | 0
0
- | |||
Экологическая инфраструктура | использование важнейших видов сырья и природных ресурсов уровень выбросов и сбросов в водно-воздушный бассейн шумовая нагрузка утилизация и повторное использование сырья и материалов обеспеченность населения питьевой водой | +
-
- -
+ |
Таблица 2 - Оценка факторов и параметров внешней среды муниципального образования город Волгоград
Фактор | Параметр | Оценка Возможность «+» Угроза «-» Нейтрально «0» |
| |
Макроэкономическая ситуация | экономическая политика и реформирование экономики приток иностранных инвестиций финансовая устойчивость государства обменный курс ставка рефинансирования цены на факторы производства стимулирование экономики на национальном и международном уровне конъюнктура национальных рынков | 0
0 -
+ 0 - -
- |
| |
Политическая ситуация в стране | интенсивность акций протеста легитимность власти поляризация политических симпатий населения | 0 + 0 |
| |
Глобальные экономические изменения | секторальные изменения рост интернациональных экономических связей в реальном и финансовом секторах усиление конкуренции между территориями конъюнктура мировых рынков | - 0
0
- |
| |
Глобальные социально- экономические изменения | трансформация общественных ценностей соотношение экономики и экологии переход к устойчивому развитию приоритет развития человеческого капитала укрупнение политических альянсов | 0
- 0 0
0 |
| |
Масштабные проекты и программы | федеральные, региональные и муниципальные целевые комплексные программы проекты межрегионального, национального и мирового уровня | +
0 |
| |
Межмуниципальные связи и пространственная организация
| объем и направления ввоза-вывоза товаров и услуг межмуниципальные соглашения о кооперации наличие управленческих структур на субфедеральном уровне либерализация межрегиональных рынков факторов производства, товаров и услуг | 0
0
0
0
|
| |
Муниципальное управление | достаточность финансовых ресурсов на региональном и муниципальном уровнях новые формы сотрудничества государства, муниципального и частного сектора внедрение в управление муниципальным образованием корпоративных методов | -
-
- |
|
Результаты SWOT-анализа могут быть использованы для принятия решений о разработке стратегии развития муниципального образования, о формировании портфеля конкретных проектов, о создании государственно-частных партнерств для их реализации. В частности, в МО г. Волгоград идет подготовка институциональных и организационно-экономических условий для разработки и реализации муниципальной промышленной.
В течение длительного времени, в постреформенный период, в России и на федеральном, и на региональном уровнях отсутствовал системный подход к определению основных направлений развития промышленности. Либеральная политика по отношению к этим отраслям экономики, основанная на невмешательстве государства, привела к пагубным, разрушительным последствиям, выразившимся в архаичности структуры производства, снижению эффективности, повышенному моральному и физическому износу фондов, деквалификации рабочей силы, падению конкурентоспособности промышленных товаров и пр.
Для такого крупного промышленного города, каким является Волгоград, в котором в отраслях промышленности работает четверть численности экономически активного населения, формируется 65% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но при этом ежегодно снижается индекс промышленного производства (например, в 2009 г. он снизился к уровню 2008 г. на 10%), необходимо принимать активные целенаправленные меры по выработке эффективной промышленной политики.
Общеизвестно, что полномочия муниципалитетов в сфере промышленности существенно ограничены, в основном, они затрагивают социальную сферу. Однако возможности регулирования существуют и они направлены на создание условий для формирования заинтересованного в промышленной деятельности собственника, на недопущение неоправданной ликвидации предприятий, подготовку квалифицированной рабочей силы и защиту руководителей предприятий. Для этого разрабатывается «Временное положение о промышленной политике в Волгограде», создан Координационный Совет по промышленной политике и Совет директоров города, привлечены научные и консультационные организации для выработки проекта Концепции промышленной политики. В целом, можно сказать, что созданы стартовые условия для механизма реализации промышленной политики на муниципальном уровне. При этом инструментарий мониторинга внешней и внутренней среды муниципалитета даст возможность правильно определить приоритеты политики, выявить «точки роста», уточнить с учетом конкурентных преимуществ отрасли специализации.
Ломовцева О.А.,
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий