logo search
ОТВЕТЫ НА ГОСЫ 2012

56. Сущность бизнес-планирования на строительном предприятии. Структура бизнес-плана и этапы его разработки.

Бизнес-планирование – специфический вид плановой деятельности в составе общей функции планирования, удовлетворяющий потребности любого предприятия или организации иметь ясные цели своего развития и программу их достижения в рыночной среде.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Бизнес-планирование осуществляется в целях:

-выявления незаполненных ниш на рынке для позиционирования товара;

-определения необходимых ресурсов для производства и продвижения товара на рынке;

-определения потенциальной конкурентоспособности предприятия;

-установления потенциальной рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;

-оценки рисков предпринимательской деятельности;

-привлечения внимания и обеспечения поддержки со стороны потенциальных инвесторов.

Важной целью бизнес-планирования называют также получение опыта планирования, развития перспективного взгляда на рабочую среду организации. Бизнес-план необходим менеджерам и производственникам, поставщикам, банкам и инвесторам для эффективного решения организационно-экономических вопросов, возникающих при техническом, материальном, трудовом, финансовом и правовом обеспечении производства и реализации продукции. В нем обосновываются идеи, цели и задачи развития предприятия, пути и эффективность их реализации в условиях конкуренции, меняющейся ситуации на рынках сбыта продукции, различного рода рисков. Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий. В успешном завершении проекта заинтересованы все его участники. Следовательно, бизнес-план должен содержать аргументированную информацию, удовлетворяющую их интересы. Для руководителя проекта и команды – это доля в полученной прибыли, вознаграждение по результатам работы; для заказчика – доходы от реализованного проекта, внедрение новых бизнес-процессов в деятельность фирмы; для органов власти – налоги со всех участников, решение социальных, экономических, экологических и других проблем региона; для потребителей – строительная продукция; для инвесторов – возврат вложенных капиталов с процентами.

Структура бизнес-плана:

  1. Титульный лист: содержит информацию не только по названию проекта, но и краткую аннотацию сути проекта и его роли в развитии стратегической зоны хозяйствования, выбранной руководством. Аннотацию включает информацию о разработчиках проекта, сфере бизнеса, сроках начала и окончания реализации проекта.

  2. Резюме: находится в начале документа и служит для краткого отражения основных идей и параметров плана. Последняя страница резюме должна быть посвящена основным финансовым результатам, которые ожидают получить от реализации проекта. При этом необходимо привести сведения об объемах выпуска продукции и выручке от ее продаж на ближайшие годы, затраты на производство, валовую прибыль, уровень рентабельности производства, срок окупаемости затрат.

  3. Строительная продукция и услуги: этот раздел начинается с анализа бизнеса на текущий момент, описываются основные направления и цели деятельности фирмы, история бизнеса, а также характеристика отрасли промышленности, к которой относится проект. Отражается текущая ситуация и тенденции ее развития на рынке. В этом разделе характеризуют продукт, предлагаемые услуги.

  4. Рынок сбыта: в условиях рыночной экономики важно дать ответ на вопрос о возможностях рынка приобрести представляемую продукцию. При написании строительного бизнес-плана важно оценить рынок с позиций его насыщенности, размеров и возможностей роста, доли на рынке продукции, наличия платежеспособного спроса, наличия аналогичной продукции.

  5. Анализ конкуренции на рынке сбыта: оценка конкурентов должна быть предельно достоверной, с указанием недостатков в их стратегии или качественных характеристиках товаров, которые обеспечат достижение успеха в сбыте нового товара. Описываются также объемы производства продукции, поставщики сырья, рентабельность производства, методы ценообразования конкурирующих фирм.

  6. Стратегия маркетинга: этот раздел бизнес-плана органически связан с предыдущими двумя разделами. Он включает в себя изучение и анализ многих данных о способах организации продажи товаров, услуг, их ценах и уровне рентабельности, затратах на рекламу.

  7. План производства: данный раздел полезен для составления ТЭО производства нового товара в необходимом количестве и качестве в нужные сроки, чтобы показать потенциальным партнерам возможность и целесообразность достижения поставленной цели. Раздел должен включать в себя схему производственных потоков, расчет и анализ производственной программы предприятия. Завершает раздел оценка издержек производства и их динамики на перспективу. Сюда входят ПОС и ППР.

  8. Организационный план: в этом разделе отражают все организационные связи с партнерами, учредителями и обосновывают орг-цию производ-нной деятельности. Составляют примерное штатное расписание, показывают образование, опыт, з/п сотрудников, пути привлечения кадров.

  9. Юридический план: в этом разделе следует обосновать организационно-правовую форму предприятия, условия различных договоров.

  10. Оценка рисков и страхование: данный раздел включает в себя расчет, анализ и оценку риска проектных решений в достижении поставленной цели.

  11. Финансовый план: раздел призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план составляется на весь период реализации бизнес-проекта и включает в себя: план доходов и расходов, план денежных поступлений и платежей, балансовый план на первый год. В заключение определяется срок окупаемости проекта.

Этапы разработки бизнес-плана:

  1. Подготовительный этап. Определяются цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, график работы, бюджет. Первый этап можно разбить на ряд шагов: определение целей написания бизнес-плана, определение источников информации, точное определение целевых читателей, установление общей структуры документа.

  2. Этап разработки плана включает в себя:1) сбор необходимой информации о спросе, размерах рынка, конкурентах, потребностях самого предприятия, финансовая информация; 2) непосредственное написание бизнес-плана.

  3. Этап обсуждения бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия. После совместного обсуждения бизнес-план дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке.

  4. На заключительном этапе выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам.

57.(и 58) Планирование производственной мощности строительной организации. Факторы, оказывающие влияние на показатели производственной мощности. ( Особенности планирования производственной мощности предприятий стройиндустрии.)

Производственная мощность – это максимально возможный объем СМР, который может быть выполнен собственными силами строительной организации в планируемом периоде при соответствующей структуре работ и наиболее полном использовании представленных в распоряжение организации трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе прогрессивных технологий, передовых методов организации труда, производства и управления в условиях сложившейся структуры производственных звеньев. Производственная мощность выражается в натуральных и стоимостных показателях.

При разработке планов развития производственной мощности строительной организации определяют:

-фактическую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сопряженность производственных процессов и звеньев, выявляют узкие места;

-плановую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сбалансированность плановой производственной программы с основными производственными ресурсами организации;

-потребность в производственных ресурсах, характеризующих производственную мощность организации, планируют источники ее покрытия, разрабатывают мероприятия по наращиванию мощностей и улучшению их использования;

К производственным ресурсам, определяющим величину и уровень использования производственной мощности, относят два вида ресурсов:

1) трудовые – численность рабочих списочного состава строительной организации и привлеченных из сторонних организаций, занятых на СМР;

2) машинные – ведущие строительные машины и механизмы, которые заняты на СМР и учитываются в составе производственных фондов строительного назначения.

При расчете производственной мощности строительной организации определяют следующие показатели:

Фактическая среднегодовая производственная мощность:

Мф = Vф*( + ), где

Vф – объем СМР, фактически выполненных в базовом году собственными силами строительно-монтажного объединения,

m– доля работ, выполненных механизированным способом, в общем объеме СМР,

Км, Кт – коэффициенты использования машинных и трудовых ресурсов.

Фактическая производственная мощность на конец года:

Мф.к. = Мф * , где

Мтех – суммарная технологическая мощность машинного парка организации, % от среднегодовой,

Чр – численность рабочих, занятых на СМР по состоянию на конец года, % от среднегодовой.

Плановая среднегодовая мощность:

Мпл = Мф.к. + ΔМи ± ΔМм ± ΔМт, где

ΔМи – прирост мощности за счет интенсивных факторов. Рассчитывается на основе мероприятий плана технического развития и повышения эффективности стр-ого производства в результате увеличения среднечасовой производительности ведущих машин и механизмов и труда рабочих.

ΔМм – прирост (снижение) полезной мощности за счет изменения оснащенности предприятия строительными машинами и механизмами,

ΔМт – прирост мощности за счет изменения численности рабочих, занятых на СМР.

Фактическая производственная мощность на конец базового года в планируемой структуре работ:

Мф.к.с. = Мф.к. * Кстр. , где

Кстр. – расчетный коэффициент, учитывающий изменение планируемой структуры работ по сравнению со структурой работ в базовом году и определяемый через фактические затраты труда на 1 млн.руб. работ с учетом коэффициента роста объемов этих работ в планируемом году.

Факторы, оказывающие влияние на показатели производственной мощности:

  1. количественный и качественный состав основных фондов и их структура;

  2. степень механизации и автоматизации технологических процессов;

  3. качество исходного сырья;

  4. степень специализации, концентрации, кооперирования производства;

  5. уровень организации производства, труда и управления.

  6. квалификационный уровень работников, их профессионализм, степень освоения техники.