logo
ОТВЕТЫ НА ГОСЫ 2012

13. Система менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) — система управления качеством производимой продукции в какой-либо организации. Это задокументированный «образ» предприятия как организма, то есть саморегулирующегося механизма, приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Естественно, для жизни оно должно производить услуги и/или продукцию не хуже определенного уровня качества, а для хорошей жизни — хорошего качества.

Цель СМК: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

Качество – это соответствие свойств и характеристик продукции: а) своему функциональному назначению (производственная составляющая); б) соответствие свойств и характеристик потребностям населения (существующим или предполагаемым).

Основные составляющие систем менеджмента качества:

  1. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.

  2. Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующими удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних)..

  3. Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей.

  4. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации).

  5. Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества.

  6. Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК.

  7. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

Как видно из определения, первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) продукции или услуги, владельцев предприятий, персонала и общества. Политика и цели организации являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. И последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.

Объектом управления качеством является пирамида качества:

Менеджмент качества – это скоординированная деятельность всех подразделений фирмы по управлению организацией приминительно к требованиям качества

Система ценностей

Объекты управления

Менеджмент качества включает в себя:

- планирование качества (постановка цели);

- обеспечение качества (создание уверенности);

- управление (поддержание системы в работоспособном состоянии);

- улучшение.