logo
ОТВЕТЫ НА ГОСЫ 2012

2. Факторы, определяющие возникновение кризисных ситуаций в экономике.

Фактор кризиса — событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. Все факторы, обусловливающие возникновение кризисных ситуаций подразделяются на две большие группы: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы, могут негативно повлиять на возможности деятельности предприятия, связан со всеми аспектами существующего в данной, конкретной стране строя, а также и в определенной степени с международной ситуацией. Эти аспекты включают экономическую, социально-демографическую, политическую, рыночную, правовую и международную области жизнедеятельности государства. К внешнеэкономическим факторам, оказывающим большое влияние на предприятие, относятся: в первую очередь, уровень инфляции в стране, затем характер занятости и степень безработицы, качество и стоимость рабочей силы, финансовая и налоговая политика правительства, уровень доходов населения, его покупательная способность. Близко к этой группе примыкают факторы социально-демографического характера, связанные с изменениями в характере покупательского спроса, в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров другим.

К внешним международным факторам относятся: конкуренция со стороны иностранных компаний, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвесторов или являющихся рынками сбыта. Одним из важнейших факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на жизнедеятельность и перспективы предприятия, является развитие науки и техники. Уровень этого развития определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Так, изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ перед другими предприятиями, требуют, как правило, больших затрат и могут в течение длительного времени отрицательно влиять на прибыльность предприятия. Такое негативное влияние усугубляется менеджерскими просчетами при неудаче внедрения новой технологии. Прибыльность предприятия может снизиться и в обратном случае, когда ему приходится сокращать объемы продаж продукции из-за появления на рынке более дешевого товара или более качественного, выпускаемого конкурентами по новым технологиям. Наиболее мощными факторами, способными вызвать кризис сразу многих предприятий отрасли, являются так называемые «технологические разрывы», когда происходят крупные научно-технические сдвиги. В результате происходит перегруппировка предприятий-лидеров и аутсайдеров. По оценкам специалистов, в семи случаях из десяти прежние предприятия-лидеры в своей области на определенном рынке теряют свои преимущества и становятся отстающими, что впоследствии может привести к их банкротству.

Внутренние факторы можно разделить на три группы: стратегия и политика предприятия, потенциал предприятия и его использование, качество и уровень менеджмента. Каждая из названных групп может быть расширена за счет большого числа конкретных, действующих на данном предприятии факторов, способствующих его деятельности или, наоборот, препятствующих таковой.

К числу внутренних факторов, которые могут вызвать кризисное положение предприятия, можно отнести следующие наиболее существенные и очевидные факторы: