10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
Критерий экономической обоснованности инвестиционного проекта - положительная величина чистой дисконтированной стоимости (NPV > 0). Все капиталовложения, выполняющие этот критерий, выгодны для фирмы. Поэтому объем, спроса фирмы на инвестиционные ресурсы будет тем выше, чем большее число проектов будут удовлетворять критерию положительной чистой дисконтированной стоимости.
Величина NPV зависит от трех основных факторов:
1) уровня предполагаемого дохода TR (прямая, положительная связь — чем он выше, тем более привлекателен инвестиционный проект);
2) уровня процента i (обратная связь — рост ставки процента снижает привлекательность проекта);
3) величины стоимости необходимых капиталовложений I (отрицательная зависимость — дорогостоящие проекты менее привлекательны).
При одинаковой важности трех названных факторов наиболее универсальным, влияющим на деятельность всех фирм, является второй — ставка процента. Дело в том, что как предполагаемый доход, так и стоимость проекта сугубо индивидуальны, зависят от множества конкретных обстоятельств. Они различаются по отраслевому признаку (постройка гидроэлектростанции и открытие табачного ларька обходятся в несопоставимые суммы и приносят в дальнейшем очень разные доходы). Более того, они зависят от качества управления и степени конкурентоспособности каждой фирмы в отдельности. Проект, который умелый менеджер может реализовать буквально за гроши, при неэффективной организации дела поглотит уйму ресурсов. Или же два проекта по выпуску аналогичных товаров могут иметь совершенно разную доходность, если один из товаров пойдет на рынке «на ура», а второй будет залеживаться на полках.
В то же время ставка процента едина для всей экономики. Именно поэтому, не забывая о других факторах, экономическая теория связывает инвестиционную активность в первую очередь с уровнем процента в стране.
Рисунок 10.2 иллюстрирует обратно пропорциональную зависимость между инвестиционным спросом фирмы (D) и ставкой процента. При более высокой процентной ставке i , размер инвестиций будет равен I1. Снижение процента до величины i2 при прочих равных условиях вызывает увеличение производимых вложений до уровня I2.
Рис. 10.2. График инвестиционного спроса фирмы
Механизм влияния процента на инвестиционную активность состоит в следующем. Вне зависимости от того, какие средства использует фирма при инвестировании — собственные или заемные — рыночная процентная ставка выступает для нее в качестве издержек, которые придется нести при реализации инвестиционного проекта.
В случае если предприятием привлекаются средства со стороны, дело обстоит совсем просто. Процент, как плата за использование заемных средств, будет фигурировать в виде внешних издержек фирмы. Чем выше ставка процента, тем меньше найдется инвестиционных проектов, которые настолько доходны, что могут окупить издержки по выплате процентов. За годы реформ практически все отечественные предприятия успели столкнуться с этой проблемой, причем с самым печальным исходом: финансировать инвестиционные проекты за счет кредитов при современных завышенных процентных ставках в России нельзя.
Если же фирмой задействованы собственные средства, процентная ставка принимает форму внутренних издержек. В данном случае процент есть упущенная выгода от предоставления инвестиционных ресурсов другим участникам рынка. Чем выше ставка процента, тем больше соблазн положить деньги в банк (т.е. отдать взаймы другим субъектам рынка) и отказаться от инвестиций.
Зная ставку процента, всегда можно определить объем инвестиций в соответствии сложившейся кривой спроса фирмы. Однако положение самой кривой спроса и ее смещения определяются в основном двумя другими , факторами инвестиционной активности — уровнем предполагаемого дохода и величиной стоимости необходимых для реализации проекта капиталовложений.
В частности, рост предполагаемой доходности смещает кривую инвестиционного спроса вверх (на рис. 10.2 —в положение D2), что без изменения ставки процента i1 вызывает увеличение объема инвестиций до уровня I3. Массовое улучшение перспектив доходности инвестиционных проектов происходит, в частности, при переходе хозяйства к экономическому росту. Способствуют ему и некоторые меры государственной политики, например, снижение налогов.
Напротив, рост стоимости инвестиционных проектов понижает кривую спроса. Такой эффект вызывает, скажем, любое удорожание инвестиционных ресурсов. Например, когда в результате девальвации рубля резко повысились цены на иностранные строительные материалы и оборудование, это привело к остановке многих инвестиционных проектов. В новых условиях критерий экономической обоснованности инвестиций (NPV > 0) больше не выполнялся.
Если спрос на инвестиционный капитал предъявляется со стороны фирм, то предложение заемных средств, необходимых для закупки капитальных ресурсов формируется и фирмами, и домашними хозяйствами. Дело в том, что часть своего дохода люди используют на текущее потребление, а фирмы на текущие нужды. Другая же часть дохода сберегается для будущего потребления (домохозяйствами) или инвестирования (фирмами). Именно она поступает на рынок в виде предложения инвестиционных ресурсов.
Любой субъект экономики стремится максимизировать свое благосостояние исходя из имеющихся возможностей. Относится это правило и к определению пропорции, в которой доход делится на потребление и сбережение. Решающим фактором для принятия решения в пользу сбережений выступает величина процента. Увеличение ставки процента соответствует росту отложенного на будущее потребление или иначе, стимулирует сегодняшнее сбережение. Принимая во внимание рассмотренные нами зависимости, можно построить график предложения инвестиционных средств в виде поднимающейся по мере роста процента кривой сбережений (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Предложение инвестиционных ресурсов
Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) инвестиционных средств в точке О дает уровень рыночной процентной ставки i, складывающийся не в рамках отдельной отрасли, как на большинстве рынков, а в рамках всего народного хозяйства в целом. Происходит это благодаря универсальной природе денег, пригодных для приобретения основного капитала для любой отрасли экономики (рис. 10.5.).
а) б)
Рис. 10.5. Равновесие на рынке инвестиционных ресурсов
В силу того же обстоятельства на рынке инвестиционных средств действует огромное количество продавцов и покупателей. Спрос предъявляют все фирмы, осуществляющие инвестиции, включая даже те, которые финансируют их из собственных средств (на профессиональном языке это называется самофинансированием). В самом деле, собственные средства, предназначенные для реализации инвестиционного проекта, фирмы накапливают на счетах в банке. То есть эти средства фигурируют на стороне предложения. Как только проекту дается старт, они изымаются из банка и тратятся на закупку основного капитала. Таким образом, спрос на самофинансирование воздействует на рынок, т.к. в ходе своего удовлетворения поглощает часть имеющегося рыночного предложения.
Предложение, как уже отмечалось, представлено домохозяйствами и фирмами. При этом в развитых странах миллионы частных лиц участвуют в этом процессе не только опосредовано, через банки (как это происходит в современной России), но и напрямую — покупая долговые обязательства (облигации) компаний.
Многочисленность продавцов и покупателей на рынках инвестиционного капитала создает на них условия, приближенные к совершенной конкуренции. Именно поэтому практически любая фирма (исключение составляют лишь немногие самые крупные инвесторы) принимает сложившуюся на рынке цену инвестиционного кредита и. в соответствии с ней и с собственной кривой инвестиционного спроса D определяет равновесный объем инвестиций (см. рис. 10.5 б).
В заключение описания рынка основного капитала обратим внимание на его важную особенность, которую, возможно, уже замечена на этом рынке самым теснейшим образом переплетается собственно рынок капитальных ресурсов и кредитно-финансовые рынки, с которых берутся денежные средства для их приобретения.
Такое положение вполне закономерно. Сама закупка строительных материалов, станков, оборудования, безусловно, представляет собой приобретение ресурсов. Но принятие решения о реализации инвестиционного проекта, в рамках которого и покупаются названные ресурсы, — это в первую очередь финансовый выбор. Не случайно важнейшим параметром, принимаемым во внимание в ходе принятия данного решения, является ставка процента.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы