logo search
От Рисина Конференции / АКт

Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт

Местные органы власти рассматривают повышение инвестиционной привлекательности территорий в единстве с улучшением экологической обстановки.

Один из продуктивных вариантов решения такой задачи апробирован в США. В этой стране основой управления экосистемой местного сообщества служит генеральный план по природопользованию. Одобренный законодательными органами план выступает в качестве своеобразной эколого-юридической основы для предпринимательской деятельности в конкретном регионе.

Другое важнейшее обстоятельство состоит в том, что этот план ориентирует как местных, так и иностранных инвесторов на перспективы природозащитной политики в регионе, дает возможность оценить целесообразность инвестирования по экологическим параметрам или просчитать вероятные расходы на экологические цели в ходе производственной деятельности.

Поэтому главная задача генерального плана — определить основные природоохранные цели на обозримую перспективу с гарантиями для инвесторов не изменять экологические требования в ближайшие 5-10 лет. Генеральный план обычно включает следующие основные разделы:

1. Общий обзор землепользования в регионе, его структура и возможности хозяйственного, социального и любого другого развития. Здесь рассматривается механизм отчуждения земель для хозяйственных целей. Особое внимание уде­ляется размещению коммуникационных и коммунальных сетей, перспек­тивному отводу земель под общественные нужды, архитектурным и историческим памятникам, заповедным территориям и другим ограничениям промышленного освоения территории.

2. Общенациональные и местные нормативы по качеству природной среды и допустимому загрязнению. Этот раздел обычно состоит из списков: действующих в регионе общенациональных и местных норма­тивов; изменений в национальных или местных стандартах, которые одобрены местным законодатель­ным органом исходя из экологической обстановки в регионе; нормативов, по которым от иностранных или местных пред­принимателей требуется регулярная отчетность (т.е. показатели, за которыми должны наблюдать сами предприниматели). При этом за исполнительными органами закрепляются полномочия по внешнему контролю и проверке правильности мониторинга).

3. Требования по экологической экспертизе и экологическому лицен­зированию (паспортизации) производства. В этом разделе четко оговариваются условия проведения экологичес­кой экспертизы намечаемых проектов, сроки, ответственность, процедура обсуждения и утверждения. Аналогичным образом оговариваются условия и процедура выдачи разрешений на эксплуатацию хозяйственных объектов и их модерниза­цию исходя из экологических параметров вводимых хозяйственных объек­тов, их соответствия принятым нормативам по допустимому загрязнению.

4. В некоторых планах дается подробная информация о территориях, на которые распространяется мораторий на хозяйственное освоение. К ним относятся исторические районы, заповедные территории, а также терри­тории, обеспечивающие, например, социальную инфраструктуру и ее фун­кционирование. В соответствующих условиях могут быть оговорены и определенные требования по удаленности промышленных объектов от мест жительства (буферные зоны) и сопряженные или аналогичные требова­ния.

5. Конкретная информация о рычагах управления экологической обстановкой (платежи, нало­ги, а также налоговые и другие льготы). Принципиально важный ее компонент - система экологических санкций за нарушение режима эколо­гической безопасности.

6. Ключевой момент генерального плана — создание арбитражного ме­ханизма для разрешения вероятных споров между инвесторами и местной администрацией или любых других конфликтов.

7. Соглашения по управлению экологической обстановкой, которые заключены с сопряженными штата­ми и регионами (например, использование акватории, источников питье­вой воды и т.п.).

8. Условия получения консультаций, экспертных оценок по возникающим проблемам, указыва­ются организации и фирмы, консультирующие администрацию по управ­лению экологической обстановкой.

Следует отметить, что существенным моментом в современной практике управления развитием местных сообществ является обновление состава индикаторов, используемых в планировании и мониторинге. Этот процесс связан, в первую очередь, с реализацией в зарубежных странах стратегий устойчивого развития, предусматривающих в том числе, сохранение высокого качества окружающей среды. Ввод такого компонента в целевую функцию стратегических планов сопряжен с изменением состава индикаторов.

Так, например, в США в совокупность показателей, применяемых в планировании и контроле и отражающих качество жизни населения местных сообществ, включены: выбросы парниковых газов; дни со средним и высоким уровнем загрязнения воздуха; реки хорошего и высокого качества; количество производимых и перерабатываемых отходов.

Шахов О.Ф.