logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

1.5 Состав цены по элементам

Любая цена состоит из определенных элементов, причем состав этот может изменяться. Соотношение отдельных элементов цены в процентах или в долях единицы называют структурой цены. Ее расчет - это важный этап при определении их обоснованности, так как позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике. Особенно этот расчет необходим при определении цен на аналогичные и взаимозаменяемые товары. Конечную розничную цену, по которой отечественный товар приобретается населением на республиканском рынке в общем виде, можно представить следующим образом (рис. 1):

Себестоимость

Прибыль

Косвенные налоги и неналоговые платежи

Торговая наценка

НДС

Налог на продажу

оптовая

розничная

Рисунок 1 – Состав цены по элементам

Отпускная цена, по которой товар реализуется предприятием-изготовителем, состоит из себестоимости прибыли и косвенных налогов (или дотации). Себестоимость представляет собой плановые затраты, связанные с производством и реализацией продукции. В любой экономике предприятия и предприниматели заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены их затраты. Она включает также целый ряд налогов и отчислений (согласно действующему законодательству). Прибыль в цене необходима для создания средств на потребление и накопление предприятий и уплаты налогов за счет прибыли (налог на прибыль, на недвижимость, местные налоги и сборы). Косвенные налоги устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и увеличивают цену (акциз, отчисления пользователями автомобильных дорог, отчисления в целевые бюджетные фонды). В отдельных случаях для уменьшения цены (на социальнозначимые товары и услуги) государство выплачивает изготовителю или потребителю дотацию, частично возмещающую часть затрат и обеспечивающую некоторую прибыль предприятию.

В отличие от отпускной цены оптовой организации розничная цена дополнительно включает розничную торговую наценку, НДС и по некоторым товарам налог на продажу (по несоциально значимым). Торговые наценки - это цены услуг оптовой и розничной торговли. Они содержат: издержки торговых организаций, их прибыль, косвенные налоги, уплачиваемые торговым предприятием.

Торговую наценку принято выражать в процентах к отпускной цене, а торговую скидку - в процентах к розничной цене. Торговые наценки в Республике Беларусь ограничиваются государственными органами управления (в настоящее время суммарная наценка не должна превышать 30%).

Налог на продажу установлен на ряд товаров местными органами управления на своей территории (пиво, вино-водочные, табачные изделия).