logo search
книга

10.1.1. Капитал как фактор производства

Слово «капитал» происходит от латинского capitalis — главный. Как особый фактор производства капитал объединяет любые производи­тельные ресурсы — станки, оборудование, инструмент, новейшие, технологии и разработки, программные продукты, созданные людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли.

Обратим внимание на три заключенных в этом определении момента.

1. Капиталом называются ресурсы, созданные людьми. В этом состоит его отличие от фактора земля, объединяющего разнообразные ресурсы, созданные природой.

2. Капиталом являются только предметы, используемые для производственной деятельности. Обувь, пища, личные автомобили и прочие предметы потребления, хотя и созданы людьми, но в производстве не используются и капиталом не являются.

3. Целью производства, в котором используется капитал, явля­ется прибыль.

Капиталу принадлежит одно из ведущих мест среди факторов производства, поскольку именно он придает современным экономикам многие из их основных черт:

1) их индустриальный (технологический) характер;

2) специализацию и кооперирование общественного производства;

3) наличие крупного производства и, соответственно, крупных предприятий в экономике.

Все названные особенности отражают принятые на определен­ной ступени развития хозяйства способы решения вопросов «что производить?» и «как производить?» Капитал же, воплощенный в конструкционных материалах, станках, оборудовании, соору­жениях и т.п., в большей степени, чем любой другой фактор про­изводства, определяет техническую сторону современной эконо­мики, т.е. диктует характер ответов на эти вопросы. Можно сказать, что производственный потенциал любого современного го­сударства материализован в накопленных ресурсах фактора капи­тал. Именно количество и качество используемого капитала в пер­вую очередь отличает сегодняшнюю экономику от хозяйства сто и пятисотлетней давности, или развитое государство от государства отсталого.

Отличительной особенностью капитала является его способность воспроизводить себя в расширяющихся масштабах. Действительно, фактор земля всегда суще­ствует в неизменных масштабах — размеры, скажем, Среднерус­ской возвышенности не изменились за миллионы лет. Объемы фактора труд зависят не только от экономики, но и от сложней­ших внеэкономических (демографических) процессов. Так, во многих развитых странах рост населения фактически прекратил­ся. И лишь фактор капитал в нормально функционирующем хо­зяйстве накапливается, изменяясь только в одну сторону — сто­рону увеличения. Продавая готовую продукцию, прибыльно работающее предприятие, как правило, постоянно направляет часть получаемого дохода на расширение и/или совершенствова­ние своих производственных мощностей.

Феномен расширенного воспроизводства, присущий капиталу, подчеркивается представителями всех ведущих экономических школ и направлений без исключения. Однако его причины объяс­няются по-разному. Теории, базирующиеся на трудовой теории стоимости (включая марксизм), объясняют самовозрастание капи­тала эксплуатацией труда наемных работников. Теории, исходящие из множественности факторов производства, связывают увеличение капитала с его собственной производитель­ной силой. Мы остановимся на этих концепциях при анализе кате­гории процента — дохода фактора капитал.

Возникнув, капитал в дальнейшем увеличивается по стоимости. Но чтобы получить прирост стоимос­ти в будущем, уже сегодня необходимо располагать достаточным размером капитала. Действительно, чтобы открыть мастерскую или магазин, не говоря уже о том, чтобы построить завод, необхо­димо стартовое вложение значительной суммы денег, которой средний человек обычно не располагает.

Особенно остро эта проблема — проблема первоначального на­копления капитала — встает в эпоху перехода традиционной эко­номики в рыночную, когда идет массовое формирование новых фирм и когда фактически устанавливается типичная для этого об­щества структура собственности. В старейшей капиталистической экономике — Англии период первоначального накопления капи­тала относят к XV—XVI вв., во Франции — к XVII в., в дореволю­ционной России, долго сохранявшей многие черты феодализма, этот период растянулся на длительное время — с XVII по XIX в.

В механизме первоначального накопления капитала выделя­ют перераспределительную и сберегательную составляющие. Пер­воначальное накопление обычно осуществлялось за счет рез­кого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традицион­ные формы экономического поведения, беднела. Именно этот, бес­спорно, реально существующий механизм первоначального накоп­ления капитала особенно активно подчеркивает марксизм. Акцент делается на насильственных и мошеннических методах сколачи­вания капитала: насильственном сгоне крестьян с земель (знаме­нитое огораживание в Англии), работорговле, пиратстве, ростов­щичестве (кулак-мироед в русской деревне), операциях с государственными долговыми обязательствами и т.д.

Сберегательный механизм первоначального накопления (мар­ксизмом фактически отрицаемый) связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбере­жение. Отец-основатель собственного дела, изнуряющий себя непо­сильным трудом ради увеличения дохода и ведущий при этом скром­ный, чуть ли не монашеский образ жизни, чтобы сберечь для бизнеса каждую копейку, — такова ключевая фигура, сыгравшая огромную роль в формировании многих институтов современной рыночной экономики.

В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отече­ственным меркам сравнительно богатыми людьми (стоимость ак­тивов фирмы 100—200 тыс. долл.), но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса. И такая позиция при­носит свои плоды. Благополучие фирмы ценой неимоверных уси­лий удается сохранять даже в нынешнем неблагоприятном эконо­мическом климате.

Крупный немецкий экономист Макс Вебер (1864—1920) назы­вал формирование в обществе подобной морали духом капитализма. Он доказывал, что именно Западная Европа (а не арабский мир, не Индия, не Китай) стала местом рождения современного капитализ­ма именно потому, что там на определенном историческом этапе (позднее средневековье) совпали морально-религиозные ус­тановки значительных слоев общества и материальная заинтересо­ванность. В частности, кальвинизм и многие другие течения про­тестантской религии, требовавшие от человека упорного труда и не допускавшие жизни, исполненной удовольствий, фактически стиму­лировали накопление капитала. В пуританских странах бедность воспринималась как позор (бедняк = бездельник), а богатство как добродетель, но только при условии использования богачом своего дохода лишь для новых вложений в предприятие.

В реальной экономической истории оба механизма первона­чального накопления сосуществовали. Однако успешно развива­лись обычно те страны, где перераспределительный механизм за­нимал подчиненное положение по отношению к сберегательному. Ведь награбленное богатство столь же легко проматывается, как и приобретается, если на определенном этапе не переориентиру­ется на накопление.

В начале проведения реформ, Россия столкнулась с проблемой отсутствия в стране крупных капиталов. В конце 80-х -начале 90-х годов в собственности российского государства находилось бо­лее 80% предприятий и организаций. Среди них были гиганты АвтоВАЗ, КамАЗ, Уралтяжмаш и др., стоимость которых измеря­лась миллиардами долларов. Вместе с тем десятилетия уравнитель­ного распределения доходов при социализме практически полно­стью исключили существование крупных личных состояний, а значит и возможность прямого выкупа государственных предприя­тий частными лицами.

Таким образом, проблема первоначального накопления капи­тала в новейшей истории России выступила в необычной форме: она состояла не в трудности аккумуляции стартового капитала для создания предприятий (созданы заводы и фабрики были еще при социализме), а в его нехватке для их выкупа в частную собствен­ность. Следовало создать условия для приобретения прав собствен­ности частными лицами, причем теми, кто мог бы извлечь из них большую пользу и способен лучше управлять предприятиями. По­этому в нашей стране стало жизненно важным проведение проце­дуры приватизации в виде продажи или безвозмездной передачи го­сударственных предприятий коллективам и частным лицам.

Для решения проблемы выкупа предприятий в России в качестве главного был избран метод бесплатной передачи государственного имущества в частную собственность были выпуще­ны и безвозмездно розданы населению приватизационные чеки, или ваучеры, на которые в дальнейшем распродавалась государ­ственная собственность. Действительно, в период массовой прива­тизации от 50 до 80% стоимости выкупаемого имущества прива­тизируемых предприятий «оплачивались» ваучерами. Основными формами приватизации стали:

1) преобразование предприятий в акционерные общества с пос­ледующей продажей акций;

2) купля-продажа.

Основная масса отечественных средних и крупных предприя­тий приватизировалась путем превращения государственных предприятий в акционерные общества. При этом предприятия чаще всего выбирали второй из трех предусмотренных законом вариантов преобразования, так как он был наиболее выгодным для работников. Согласно его условиям, трудовой коллектив предпри­ятия получал больше льгот и становился собственником 51 % обык­новенных акций. Остальные 49% акций оставались в собственнос­ти государства, но в дальнейшем могли быть также проданы в частные руки.

Вторая форма приватизации — купля-продажа — включала коммерческий и некоммерческие конкурсы, а также продажу с аукциона. Принципиальной разницы между аукционом и коммер­ческим конкурсом нет. В обоих случаях при проведении торгов предпочтение отдается покупателю, готовому заплатить макси­мальную цену. Некоммерческий конкурс предусматривает выпол­нение покупателем определенных условий. Этими условиями, к примеру, могут быть сохранение профиля предприятия, вложение необходимых средств в его развитие, обеспечение занятости на предприятии и т.д. Сама же цена предприятия в условиях не­коммерческого конкурса часто устанавливается на низком уровне.

Большинство малых предприятий в нашей стране изменило свой статус, став частными благодаря процедуре купли-продажи.

С завершением ваучерного этапа, в котором участвовало все население, приватизация не прекратилась, но основными участниками ее стали уже сложившиеся в стране частные компа­нии и банки.

Проблема покрытия дефицита бюджета вынуждала государство брать кредиты в коммерческих банках. В качестве кредитного обес­печения, или залога, коммерческие банки часто получали от госу­дарства пакеты акций приватизированных предприятий.

Так появились залоговые аукционы, в дальнейшем в связи с продажей в 1995-1996гг. крупнейших российских нефтяных компаний по мизерным ценам получившие нелестный эпитет «скандальные». Дело в том, что залоговая цена предприятия была много ниже рыночной. Формально в этом не было никаких нару­шений: залоговая операция — не продажа, поскольку функция залога состоит только в обеспечении гарантии возврата кредита. Вернув заимодавцу кредит, государство легко получило бы зало­женное имущество назад.

Но из-за отсутствия средств государство было неспособно вер­нуть кредиты, и отданные в залог акции перешли в собственность банков. Поэтому залоговая, т.е. условная цена, устанавливаемая ради избавления кредитора от рисков на заведомо низком уровне, превращалась в продажную на «законном» основании.

История нефтяной компании «Пурнефтегаз» побила в этом смысле все «рекорды». В 1998 г. ее акции отдали в залог всего за 10 млн. долл. Эта сумма в 75 раз меньше дохода фирмы всего лишь за один год, составившего, например, в 1997 г. 756 млн. долл. Ког­да кредит не был вовремя возвращен, заложенные акции перешли в собственность кредиторов, т.е. залог на деле оказался продажей. К счастью, при этом были нарушены некоторые юридические фор­мальности и сделку удалось через суд признать недействительной.

Кроме залоговых аукционов, в послеваучерный период привати­зации проводились и коммерческие конкурсы и аукционы по прода­же принадлежащих государству пакетов акций (их часто называют денежными аукционами, чтобы отличить от ваучерных аукционов предыдущего периода). Два из них — продажа крупного пакета ак­ций компании «Связьинвест» и небольшой доли акций «Газпро­ма» — прошли успешно и принесли в казну значительные суммы денег.

Приватизация в современной России выполнила главную задачу периода первоначального накопления капитала — перевела основные предприятия в частную собственность и тем самым создала предпосылки для рыночного функционирования фактора капитал. Уже к 1997г. 87% всех пред­приятий страны были частными, т.е. доля частного сектора выш­ла на тот уровень, который существует в большинстве развитых стран с рыночной экономикой.

Вместе с тем в ходе приватизации был резко нарушен баланс перераспределительного и сберегательного механизмов первона­чального накопления капитала. В условиях трансформации соци­алистической экономики в рыночную существовал ряд способов сверхбыстрого обогащения отдельных лиц за счет основной массы населения.

1. Ценовой путь, состоявший в использовании разницы между ста­рыми фиксированными и рыночными ценами. Государственное предприятие продавало коммерческой фирме материальные цен­ности по старым государственным ценам, а та реализовывала их потребителям по многократно более высоким рыночным ценам. Разумеется, продажа по старым ценам производилась не любо­му желающему, а только «своим людям». Практически всегда долю от сверхприбылей в таких сделках имело и руководство государственного предприятия.

2. Кредитный путь, заключавшийся в получении по низким став­кам и на длительный срок государственных кредитов либо в задержке платежей (скажем, заработной платы бюджетников) и «прокрутке» соответствующих сумм банком. Он был весьма эффективен в период гиперинфляции, когда деньги обесцени­вались столь быстро, что взятая в долг сумма через несколько месяцев превращалась в ничто. Получение кредита под низ­кий процент в таких условиях было равноценно праву вообще не отдавать долг. Излишне даже говорить, что и эта возмож­ность обогащения была открыта лишь для избранных.

3. Внешнеторговый путь, обеспечивавший сверхприбыли импор­терам потребительских товаров (игра на дефицитах внутрен­него рынка страны) и экспортерам сырья (игра на разнице внут­ренних и мировых цен).

4. Ростовщический путь, состоявший в кредитовании государства и (в меньшей степени) предприятий реального сектора под гра­бительские проценты. Примером его могут служить госу­дарственные кредитные обязательства (ГКО), к выпуску кото­рых государство вынуждено было прибегнуть из-за дефицита бюджета. Проценты по ним на протяжении 1994 — первой по­ловины 1998г. превосходили доходность от вложения в любой другой вид экономических операций.

5. Криминальный путь, включавший целый набор откровенных экономических преступлений (подделка платежных докумен­тов, перевод денег в фирмы-однодневки и т.п.).

Во многом с помощью перечисленных путей обогащения в по­реформенной России возникли крупные частные капиталы. При­ватизация многократно усилила и закрепила эти процессы, поскольку позволила преобразовать «легкие деньги» в права собственности на основные предприятия страны.

Дело в том, что на всех этапах приватизации (кроме, возмож­но, денежных аукционов последнего времени) для владельцев крупных капиталов существовала возможность скупки государ­ственной собственности за бесценок. Например, ваучеры, равно как и приобретенные на них акции предприятий, мелкому владельцу в большинстве случаев не приносили никаких доходов. Многие вла­дельцы ваучеров поэтому были готовы продать их крайне дешево. За всю историю существования ваучера его рыночная цена ни разу не поднялась выше 40 долл., а в среднем не превышала смехотвор­ной (напомним, что номинально эта ценная бумага должна была отражать долю каждого гражданина в поровну распределяемом бо­гатстве всей страны) суммы в 10 долл. Массовая скупка ваучеров в этих условиях стала легким путем к овладению лучшими предпри­ятиями.

Цены, по которым продавались предприятия на денежном этапе приватизации, также часто шокировали общественность сво­им занижением. Уралмаш — знаменитый завод заводов, прозван­ный так за способность полностью, до последней гайки укомплек­товать производимым оборудованием любое предприятие, был продан за 3,73 млн. долл. вместо миллиардов, которые в действи­тельности стоил. Челябинский металлургический завод был про­дан примерно за такую же цену. Ковровский механический завод, один из главных производителей огнестрельного оружия, — и вов­се за 2,7 млн. долл. В целом 324 крупных завода были реализова­ны по ценам ниже 4 млн. долл. каждый.

Напротив, сберегательный механизм первоначального накоп­ления не получил в новой России широкого распространения (за исключением некоторых, уже упомянутых предприятий мелкого бизнеса). Случаи постепенного накопления сумм для участия в приватизации за счет производственной деятельности, базирую­щейся на упорном труде и экономном потреблении предпринима­телей, представляют собой редкие исключения.

Еще более опасным для экономики является то, что приоритет сбережения над потреблением (веберовский «дух капитализма») не стал господствующей формой хозяйственного поведения всей предпринимательской элиты. В конце концов не так уж важно, как исторически произошло первоначальное накопление капита­ла, если функционально возникшие предприятия работают на на­копление капитала и расширение производства за счет доброволь­ного самоограничения потребления властвующей элитой. К сожалению, в современной России демонстративная расточитель­ность затрат на личное потребление — от вошедших в анекдоты причуд «новых русских» до гигантских представительских расходов фирм на пышные особняки, дорогие автомобили и т.п. — ста­ла нормой ведения бизнеса.

Недостатки процесса приватизации не замедлили сказаться на ходе и качестве проведения реформ в экономике России, став важ­ным фактором ухудшения хозяйственного положения страны.