logo search
От Рисина Конференции / АКт

Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста

Формулировать современные запросы к рынку образовательных услуг способен только рынок труда, поэтому результативность проведения реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям данного рынка. Актуальность проблемы становится очевидной в силу расширения сферы платного образования. Если вложения в человеческий капитал будут неконкурентоспособны, то инвесторы начнут использовать альтернативные возможности вложения денежных ресурсов.

В исследовании Е.Сумароковой, проведенном в 50 странах мира были выявлены закономерности отдачи от вложений в образование, проявляющиеся в следующем. Во-первых, в каждой возрастной группе работники с профессиональным образованием зарабатывают больше. Во-вторых, с возрастом заработная плата увеличивается в большей мере для более образованных работников 53.

Рост объема частных инвестиций в систему профессионального образования, увеличение количества и доли студентов, получающих образование на условиях полного возмещения затрат, ставят вопрос об экономической эффективности данных инвестиций. Сегодня возникает проблема возврата средств, вложенных в образование. В исследованиях, проводящихся в ГУ – ВШЭ дается оценка объема, структуры и динамики таких расходов, а также исследуется гипертрофированный спрос населения на программы высшего образования 54. Устойчивый интерес к услугам учреждений высшего профессионального образования без учета объема предложения на рынке труда можно объяснить тем, что существует социальный стереотип ценности высшего образования как условия устойчивого социального положения индивида в обществе, сформированный у старшего поколения.

Разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее велик как в количественном, так и в качественном выражении (табл. 1). Известно, что возможности аналитических служб и государственных ведомств определять или прогнозировать перспективную потребность экономики в работниках отдельных профессий в среднесрочной перспективе (на время обучения специалиста) крайне ограниченны. Отношения между образованием и набором специалистов слишком сложны, чтобы их можно было регулировать по схеме «должность – квалификация – уровень образования», поэтому невозможно гарантировать, что образование, полученное отдельно взятой личностью, будет востребовано по прошествии определенного времени.

Необходимо помнить, что структура современного рынка труда представлена постоянными и переменными детерминантами. Постоянные детерминанты – это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, определяемый прежде всего развитием жизненно важных отраслей любого государства. Необходимо учесть, что рынок труда по постоянным детерминантам изменяется плавно, и такое изменение можно заранее предвидеть 55.

Таблица 1- Диспропорции рынка труда и рынка образовательных услуг

Диспропорции

Причины

Характеристика

Переизбыток специалистов финансово-экономического профиля

Перепроизводство специалистов с высшим профессиональным образованием. Заказчиком услуг высшей школы является население, которое не учитывает региональный спрос на специалистов

Недостаточный спрос на бухгалтеров, финансистов, экономистов

Разрыв между спросом и предложением на квалифицированных рабочих в количественном и качественном выражении

В структуре экономики лидирующее положение занимают отрасли машиностроения, химической промышленности, электроэнергетики. Популяризация высшего образования нарушает баланс подготовки специалистов различных уровней образования

Недостаточное предложение рабочих строительных специальностей, машинистов транспортных средств и установок, рабочих ЖКХ, рабочих легкой промышленности

Повышенная демографическая нагрузка на трудоспособное население

Негативные демографические тенденции; при количественном восполнении дисбаланса (привлечении мигрантов) качественное несоответствие уровней образования

Динамика соотношения трудоспособного населения

Молодежная безработица

Низкая конкурентоспособность выпускника вуза; отсутствие информации о потребностях рынка на момент поступления в вуз и о реальных возможностях трудоустройства; рынок труда характеризуется избыточным предложением высококвалифицированных специалистов

На рынке труда требуются специалисты, имеющие опыт работы

Сельская безработица

Неразвитость социально-культурной сферы и инфраструктуры в сельских районах

Территориальное несоответствие объема вакансий и предложения рабочей силы

Разрыв между спросом и предложением специалистов агропромышленного комплекса

Неразвитость социально-культурной сферы на селе, низкая оплата труда

Недостаток предложения зоотехников, агрономов, механизаторов, животноводов

В большинстве случаев рынок по этим детерминантам ограничен и спрос чаще всего ниже, чем поступающие предложения. Тогда на рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя появляется возможность выбора. Кроме того, на рынок труда влияют переменные детерминанты, особенность которых заключается в скачкообразном возникновении повышенного спроса: быстро удовлетворив предложение, он снижается. Переменные детерминанты чаще всего связаны с возникновением новых потребностей, с изменениями спроса на те или иные виды услуг. Причем механизм функционирования детерминант примерно таков. Сначала возникает спрос, вызванный высокой потребностью в представителях некоторой профессии и влекущий за собой резкое увеличение предложения. Так как рынок труда всегда реагирует на спрос с опозданием, предложение удовлетворяет возникший спрос, но равновесие довольно быстро нарушается, потому что спрос резко падает в результате насыщения рынка, а предложение по инерции продолжает расти и переполняет определенный сектор рынка труда. Переменные детерминанты представляют собой важную составляющую рынка труда: в силу их воздействия формируются достаточно большие пакеты заказов, предъявляются требования к мобильности и быстрой переориентировке работодателей, потенциальных работников и организаций, занимающихся подготовкой кадров. Рынок труда не изолирован от других сфер и влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг

Рис. 1. Особенности взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда

Проблема инвестирования в человеческий капитал связана с нечетким определением и широким разнообразием результатов при получении образовательной услуги, временной задержкой между вложением средств и получением отдачи. Все это провоцирует инвестиционный риск: профессиональная подготовка слабо ориентирована на структуру спроса (рис. 1).

Низкий уровень информированности абитуриентов, студентов и выпускников о состоянии и динамике рынка труда и спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива «престижности», сиюминутных предпочтений при выборе специальности без учета реальных склонностей и возможностей трудоустройства, отсутствие должной правовой грамотности, не могут не повлечь соответствующие негативные последствия. Оплата образования сверх гарантированного государством уровня все больше перекладывается на домохозяйства, финансирующие его из индивидуальных доходов в расчете на увеличение будущего потока доходов и на рост благосостояния. Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую востребованность полученной профессии. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь межу рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему инвестирования в человеческий капитал.

Статистические данные по России не позволяют установить зависимость между уровнем личных доходов и образовательной подготовкой людей. Не существует общепризнанной методики оценки величины человеческого капитала на микро- и макроуровнях, а предлагаемые подходы весьма противоречивы. Трудоустройство выпускников зависит от скоординированности действий работодателей, вузов, служб занятости, самих выпускников и т. д. В настоящее время эти действия рассогласованы.

Федорова С.Н.