Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
Миграция населения – важный геополитический фактор, затрагивающий практически все страны мира. Миграция населения – это особое явление, которое в настоящее время, обсуждается не только географами, но политиками, социологами, экономистами, политологами, журналистами и пр., поскольку с XX в. миграционные процессы стали носить всеобъемлющий характер. Российская Федерация явилась страной, в которой за последние 15-20 лет активизировались миграционные процессы.
Остановимся особом виде миграции – вынужденная. В мире, как и в России причины, обусловленные угрозами и опасностями военного характера, а также опасения подвергнуться преследованиям по национальному признаку повлияли на выделение нового вида миграции. Для России вынужденная миграция в основном явилась следствием распада Советского Союза. Большую долю из общего числа переселенцев составляют представители различных этносов. Условия адаптации, играют немаловажное значение для вынужденных мигрантов, прибывающих на территорию РФ. Чтобы процесс адаптации происходил более быстро и менее болезненно, прибывшие учитывают социально-экономическую ситуацию в стране проживания, политику государства проживания по отношению к этнической группе, близость или «отдаленность» культуры страны проживания и этнической группы, а также потенциал (социальный, экономический, институциональный, духовный) этнической группы. Таким образом, миграции и адаптация способствуют синтезу культур, их взаимодействию и являются индикатором стабильности и развития иноэтнического общества в доминирующем населении. Во многом от того, насколько успешно будет проходить адаптация мигрантов, зависит уровень социально-экономического, общественно-политического развития регионов РФ, особенно в условиях транзитивной экономики. Вынужденные мигранты расселились во многих субъектах РФ. Воронежская область наряду со многими регионами явилась территорией притяжения указанной категории мигрантов.
Проблемы адаптации населения исследовались в различных странах, и по этим проблемам имеется большой объем накопленных знаний. Одни авторы определяют социально-экономическую адаптацию населения как процесс приспособления населения к иным условиям жизни, в ходе которого вырабатываются новые, наиболее адекватные поведенческие стереотипы, формируется фактически новый образ жизни другие — как социальную, т.е. вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Как видим, основу любого определения составляет способ организации жизнеустройства, раскрываемый через понятие деятельности − трудовой, предпринимательской, экономической.
Социально-экономическую адаптацию можно определить, как установление оптимальных отношений представителей этнических групп с органами власти, с социальными институтами на территории проживания; как закрепление тенденции к партнерским отношениям с другими группами и доминирующем населением, осуществляемое на основе положительных показателей их социального, экономического и морально-психологического состояния.
После сравнения численности вынужденных переселенцев и беженцев, прибывших в страну и Воронежскую область (табл. 1), то приходим к следующим выводам: 1) Воронежская область явилась одним из основных регионов притяжения для вынужденных переселенцев и беженцев; 2) пик притока в область, как и в целом в страну, приходился на 1993-1996 годы, мигранты значительно повлияли на изменение численности населения области; 3) Воронежская область за период 1991-2007 гг. приняла 1,2% вынужденных переселенцев и беженцев от общего их числа, прибывших в РФ.
Таблица 1 - Численность беженцев и вынужденных переселенцев | ||||||
В Воронежской области (человек) | ||||||
Годы | Зарегистрировано в течении года | Всего с начала регистрации | ||||
Всего | в городской местности | в сельской местности | Всего | в городской местности | в сельской местности | |
1992 | 8570 | 4694 | 3876 | 8570 | 4694 | 3876 |
1993 | 10965 | 177 | 10788 | 19535 | 4871 | 14664 |
1994 | 8207 | 4280 | 3927 | 27742 | 9151 | 18591 |
1995 | 7107 | 3760 | 3347 | 34849 | 12911 | 21938 |
1996 | 2269 | 1406 | 863 | 37118 | 14317 | 22801 |
1997 | 1655 | 966 | 689 | 31110 |
|
|
1998 | 1417 | 920 | 497 | 26668 | 14912 | 11756 |
1999 | 1243 | 815 | 428 | 24400 | 13644 | 10756 |
2000 | 966 | 641 | 325 | 23047 | 12887 | 10160 |
2001 | 406 | - | - | 15473 | - | - |
2002 | 389 | - | - | 15456 | - | - |
2003 | 356 | - | - | 15393 | - | - |
2004 | 288 | 164 | 124 | 15149 | - | - |
2005 | 267 | 166 | 101 | - | - | - |
2006 | 188 | 103 | 85 | - | - | - |
2007 | 137 | 99 | 38 |
|
|
|
Воронежская область стала зоной миграционного притяжения населения в первую очередь из стран СНГ. Первый значительный приток мигрантов пришелся на страны Средней Азии и Азербайджан в 1989 — 1990 гг. Пик прибытия 1993 - 1996 гг., после чего численность прибывших мигрантов сокращается. В качестве основных факторов, влияющих на адаптацию вынужденных мигрантов в новых для них социально-экономических условиях жизни являются: миграционная политика по отношению к мигрантам, отношение к мигрантам со стороны органов власти, возможности трудоустройства и самозанятости, жилищное обустройство, отношения мигрантов с местным населением. Для того, чтобы выявить фактическое влияние данных факторов на адаптацию мигрантов, нами проведен анализ трудоустройства, жилищного обустройства, взаимоотношения этнических групп с местным населением и с органами власти Воронежской области. В результате этого анализа было установлено, что основным фактором, влияющих на адаптацию является миграционная политика, проводимая в местах расселения этносов, а также отношение к ним со стороны местных органов власти.
Опрос респондентов показал, что большая часть прибывших в область мигрантов арендует жилье у частных лиц или проживает у родственников, гораздо реже имеет собственное, государственное или служебное жилье. Таким образом, жилищное обустройство в Воронежской области для всех представителей является главным препятствием в их адаптации к новым условиям жизни. По своим социально-демографическим и профессиональным характеристикам иноэтнические группы способствуют улучшению ситуации с трудовыми ресурсами. Так, доля лиц трудоспособного возраста среди мигрантов значительно выше, чем среди местного населения. Однако, более 40% от общей численности иноэтнического населения работают не по специальности, в сельской местности, более чем у четверти мигрантов понизился профессиональный статус. Это вызвано отчасти тем, что относительная доступность жилья в сельской местности побуждает к поселению в тех местах, где трудно найти работу. И, тем не менее, данные опросов свидетельствуют о том, что иноэтнические группы имеют работу, безработных среди них меньше, чем занятых (табл. 2).
Таблица 2 - Характер занятости представителей иноэтнических групп в Воронежской области (процент опрошенных).
Варианты ответов | Азербайджанцы | Армяне | Белорусы | Грузины | Казахи | Киргизы | Молдаване | Таджики | Узбеки | Украинцы |
Безработные | 3 | 6 | 6 | 5 | 4 | 6 | 8 | 2 | 3 | 7 |
Постоянная работа по найму | 44 | 38 | 49 | 44 | 42 | 32 | 34 | 43 | 39 | 51 |
Временная работа по найму | 15 | 28 | 22 | 26 | 21 | 24 | 42 | 21 | 28 | 24 |
Ведут собственное дело | 26 | 17 | - | 14 | 5 | 8 | 1 | 5 | 3 | 1 |
Ведут домашнее хозяйство | 3 | 5 | 8 | 4 | 21 | 19 | 7 | 19 | 20 | 5 |
На пенсии по возрасту | 4 | 1 | 6 | - | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 6 |
Учатся | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 6 | 4 | 6 | 3 | 6 |
Не дали ответа | - | 1 | 4 | 4 | - | - | - | - | - |
|
Однако, в данной ситуации возникают некоторые коллизии: используя свой предпринимательский потенциал, армяне, грузины, азербайджанцы вытесняют из привычных для них видов деятельности, например, сферы торговли, русских. Особенно это проявляется на городских рынках. Данная ситуация осложняет взаимоотношения этнических групп с местным населением.
В ходе социологического исследования 52,6% опрошенных мигрантов указали на наличие у них во взаимоотношениях с местными жителями конфликтов на бытовой почве; 16,2% — на почве религиозных и культурных различий; 31,2 % — по причинам социального характера. Опрос местного населения показал, что 28,4% относится к размещению в их населенном пункте иных этносов отрицательно, 34,5% — положительно. У 20,2 % респондентов возникли проблемы с личной безопасностью, 18,6% отметили ухудшение положения с личной безопасностью, 21,8% ухудшение положения с обеспечением работой и общих отношений между людьми.
В процессе наших исследований выявлен ряд проблем, негативно влияющих на социально-экономическую адаптацию вынужденных мигрантов в Воронежской области. Это–недостаточное финансирование в обустройстве мигрантов, отсутствие социальной поддержки со стороны государственных органов власти, необеспеченность достаточным количеством рабочих мест, негативное отношение русского населения к иным этносам. В связи с изложенными обстоятельствами необходимо выработать механизм регулирования, обустройства и адаптации вынужденных мигрантов на региональном уровне.
Добросоцкая О.В.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий