Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
Доходы населения являются одним из основных показателей уровня жизни. Уровень доходов свидетельствует о том, насколько человек может удовлетворить свои потребности, этот показатель наиболее чувствителен к влиянию экономических, социальных, политических факторов. Структура доходов и их распределение в обществе отражают эффективность функционирования системы социально-экономической системы управления на всех уровнях – государства, региона, отдельного домохозяйства.
Изучение направлений и источников формирования доходов на макроэкономическом уровне позволяет оценить результативность функционирования экономической системы, роль населения как части социально-экономической системы в процессе воспроизводства ВВП. При микроэкономическом подходе исследуются процессы формирования, распределения и использования доходов на уровне отдельных домохозяйств и групп населения. Современные социально-экономические условия развития нашей страны требуют анализа доходов населения на региональном уровне.
Территориальные различия в уровне денежных доходов населения Российской Федерации постоянно увеличиваются, что вызывает необходимость их исследования в рамках общей проблемы неравенства доходов.
В 2003-2008 гг. в нашей стране стало меньше «бедных». Сократился разрыв между регионами, лидирующими по уровню среднедушевых денежных доходов населения и аутсайдерами: если в 2003 году максимальный уровень среднедушевого дохода превышал минимальный в 12 раз, то в 2008 году – в 8,8. Изменилось «распределение сил» в группе лидирующих субъектов РФ (таб. 1).
Таблица 1. – Распределение субъектов РФ, лидирующих по уровню среднедушевых денежных доходов населения
| Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц |
Место среди субъектов РФ | ||
2003 | 2008 | 2003 | 2008 | |
г. Москва | 16827 | 34207 | 1 | 3 |
Ямало-Ненецкий АО | 15962 | 38133 | 2 | 2 |
Ненецкий АО | 14197 | 48765 | 3 | 1 |
Чукотский АО | 13662 | 32140 | 4 | 5 |
Ханты-Мансийский АО - Югра | 12892 | 32872 | 5 | 4 |
Однако общая картина территориальных диспропорций не изменилась. Слаборазвитые и депрессивные регионы все еще значительно отстают. В числе лидеров остаются «богатые» нефтегазовые округа – Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский, а также г. Москва.
Факторы опережающего роста доходов населения отдельных регионов чрезвычайно разнообразны, тем не менее, наиболее важную роль играют следующие:
- экономический фактор: рост доходов населения в регионах с естественными преимуществами (географическое положение, наличие природных ресурсов и т.п.);
- перераспределительная социальная политика федерального центра;
- институциональный фактор: особые отношения с бизнесом, увеличивающие доходы регионального бюджета;
- прочие (в том числе статистические дооценки доходов и др.).
Первые два фактора играют ведущую роль, но только второй из них смягчает пространственное неравенство в доходах населения.
Перераспределительная политика государства смягчает региональные различия доходов населения с помощью различного рода социальных выплат. Однако эффективность многих их них крайне низкая в связи с постоянным удорожанием жизни. Сильный сглаживающий эффект (по сравнению с другими видами социальных выплат) дают пенсии.
Различия в уровне доходов имеют место и на внутрирегинальном уровне. Сравнительный анализ среднедушевых денежных доходов населения и значений коэффициента Джини по субъектам РФ свидетельствует о том, что в регионах, лидирующих по уровню доходов, внутрирегиональная дифференциация доходов проявляется в большей степени, нежели в остальных регионах. Исключение составляет Чукотский автономный округ, занимающий по уровню доходов 5 место при величине коэффициента Джини 0,394 (таб. 2).
В числе субъектов РФ, попавших в группу с самыми низкими значениями коэффициента Джини, следует выделить Камчатский край, занимающий 10 место по уровню среднедушевых доходов населения (19063 рубля) и 44 место по уровню внутрирегиональной дифференциации доходов населения (коэффициент Джини – 0,369).
Таблица 2. – Распределение регионов-лидеров по среднедушевым денежным доходам населения и величине коэффициента Джини61
Субъекты РФ | Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц |
Коэффициент Джини | Место среди субъектов РФ | |
По уроню среднедушевых доходов населения |
По величине коэффициента Джини | |||
Ненецкий АО | 34207 | 0,469 | 1 | 2 |
Ямало-Ненецкий АО | 38133 | 0,445 | 2 | 5 |
г. Москва | 48765 | 0,535 | 3 | 1 |
Ханты-Мансийский АО - Югра | 32140 | 0,437 | 4 | 6 |
Чукотский АО | 32872 | 0.394 | 5 | 25 |
Примечание: при построении рейтинга субъектов РФ по величине коэффициента Джини получен ряд распределения из 55 позиций, так как по ряду регионов значения показателя были идентичны.
Самое низкое значение коэффициенты Джини в Республике Ингушетия, занимающей последнее место по уровню среднедушевого денежного дохода. Сопоставление данных по Воронежской области с показателями иных субъектов РФ показало, что уровень среднедушевых денежных доходов населения региона крайне низкий (57 место в целом по стране) при существенной внутрирегиональной дифференциации (15 место).
Дифференциация доходов присуща любой экономике. В экономически развитых странах дифференциация доходов до определенных пределов представляется благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную их часть в виде капиталов в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. Однако, чрезмерный ее уровень недопустим, на всех уровнях (макро-, микроэкономическом и региональном). Углубление процессов дифференциации по уровню дохода населения рождает целый ряд негативных эффектов: рост социальной напряженности, снижение инвестиционной привлекательности региона, миграции наиболее активного населения в регионы с более высоким уровнем жизни и др.
Ельмина Л.П.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий