logo search
От Рисина Конференции / АКт

Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии

Формирование благоприятного инвестиционного климата играет важную роль в активизации процессов привлечения частных, в том числе, иностранных инвестиций. Местные органы власти в решении этой задачи используют различные формы, методы и инструменты управления. Обратим внимание на наиболее значимые из них.

А. Налоговые льготы.

Цель предоставления налоговых льгот - уменьшить затраты фирм при их де­ятельности на территории данной местной юрисдикции. Снижение затрат увели­чивает конкурентоспособность фирм и может содействовать росту прибылей. Налоговые льготы предоставляются в различных формах. В их числе: налоговые скидки, ос­вобождение от налогов, налоговые кредиты.

Так, например, в штате Огайо (США), как и в других штатах, предусмотрены три основных варианта предоставления налоговых льгот: освобождение от отдельных видов налогов па какой-то срок или бессрочно для некоторых типов собствен­ности и операций; сокращение базы исчисления налогов за счет вычета стоимо­сти различных видов имущества; кредитование (отсрочка) платежей за неко­торые виды собственности в размерах, определяемых как доля стоимости этой собственности.

Б. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности.

Его основными инструментами выступают предоставляемые местными органами власти инвесторам займы; субсидии (например, для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий, ввод новых рабочих мест); прямые гранты; кредитные гарантии; доходные облигации; вспомогательное финансирование; финан­сирование с помощью льготной арендной платы. Дадим краткое пояснение отдельным финансовым инструментам.

Кредитные гарантии в основе своей облегчают доступ к капиталу и несколь­ко снижают процентные ставки по кредитам.

Вспомогательное финансирование призвано обеспечивать начальное финан­сирование проекта дополнительными кредитами на условиях более выгод­ных, чем рыночные (например, льготный процент).

Прямые гранты частным компаниям, занимающимся городским развитием, обычно выделяются на инфраструктурные проекты или для покрытия чрез­вычайных затрат, необходимость осуществления которых может сдерживать частные инвестиции.

Земельная аренда является формой вспомогательного финансирования. Обычно земельная аренда сопровождается дополнительными льготными условиями - налоговыми скидками па недвижимость, скидками на корпо­ративный налог, увеличением лимитов зонирования или снижением цены на землю.

Доходные облигации, выпускаемые городскими властями и управляемые, как правило, инвестиционными банками, также достаточно часто используются для финансирования инвестиционных проектов.

Заметную роль в финансовом стимулировании играют создаваемые местными властями специализированные структуры.

Так, например, в США они получили наименование «корпораций экономического развития» (Community development corporations). Их численность к кон­цу 90-х гг. ХХ века составляла более 1500. Через них местные управленческие струк­туры стали действовать в качестве инвесторов и гарантов вложенного капитала, идущего, как правило, на осуществление проектов совместно с частным сектором в областях с высоким риском инвестиций. Определенное значение приобрела прак­тика гарантирования частных займов бизнесу, для которых характерен низкий процент платежей и большая продолжительность сроков выплат или гарантий.

Корпорации экономического развития участвуют в финансировании строи­тельства жилья, финансируют предприятия и осуществляют их финансовую под­держку с целью создания дополнительных рабочих мест для местного населения, предоставляют социальную помощь особенно в районах с высокой концентраци­ей низкодоходных слоев населения. Они выделяют мелким компаниям ссуды на приобретение земельных участков, строительство новых предприятий и модерни­зацию существующих, покупку необходимых машин и оборудования.

В Великобритании в 90-е гг. городские органы управления все чаще стали передавать свои полномочия по реализации инвестиционных проектов специально создаваемым относительно автономным неправительственным организациям (корпорациям городского развития), целью которых становится планирование, финансирование (изыскание финансовых средств) и реализация различных программ экономи­ческого развития городов. Подобная практика использования делегирования управления расширяет инвестиционные возможности местных органов власти (особенно в условиях существенных ограничений на самостоятельную финан­совую деятельность), а также способствует внедрению предпринимательских под­ходов к решению проблем местного экономического развития.

Активным участником финансового стимулирования инвестиционной деятельности выступает и государство, используя разнообразный инструментарий.

Так, например, в Великобритании для содействия экономическому развитию местных территорий государство разработало целый ряд программ, среди которых следует, в первую очередь, назвать предоставление местным органам власти на конкурсной основе грантов городского развития, предоставление местным властям банковских субсидий на конкурсной основе, обеспечение финансовой поддержки мелкого бизнеса. В 80-90-е гг. городские власти на конкурсной основе стали иметь воз­можность получать из государственного бюджета специальные гранты город­ского развития (Urban development grant, UDG) для привлечения частных инвестиций. Правда, UDG, как правило, рассматриваются в качестве последней кредитной возможности (grant of last resort), то есть после того как для реа­лизации проекта мобилизованы все имеющиеся ресурсы. Необходимым условием получения UDG является привлечение частных инвесторов для реализации проекта, что нередко вызы­вает существенные споры между партнерами, поскольку частные инвесторы хо­тят быть уверенными в получении городскими властями UDG прежде, чем они начнут действовать сами. UDG выделяются на проекты, охватывающие эконо­мические и жилищные проблемы города. Но при этом предполагается, что вторичным эффектом от их реализации станет улучшение социальной и эко­логической ситуации в городе. Кроме того, система городских грантов предпо­лагает эффективную отдачу на вложенные местными властями средства.

В 1990 г. в Великобритании была принята новая программа предоставления городским властям субсидий иод названием «Единый бюджет восстановления» (Single Regeneration Budget - SRG). Программа предусматривала участие местных правительств в конкурсе па получение банковских субсидий. Причем центральное правительство допускало до участия в конкурсе лишь организации, в которые входили как представители местных властей, так и представители предпринимателей, а также представители советов по обучению и предпринимательской деятельности (Training and enterprise councils -TEC) и представители разных общественных организаций.

В. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности.

Его ключевым компонентом выступает PR-компания инвестиционной привлекательности территории, предусматривающая использование комплекса инструментов: проведение конференций для потенциальных инвесторов, размещение на сайте местных органов власти информации о местной инфраструктуре, рабочей силе, системе на­логообложения, ценах на здания и сооружения; издание адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках и др.).

Особого внимания заслуживает позиционирование роли университетов в формировании и развития интеллектуального капитала, обучении предпринимателей.

Г. Инфраструктурное обеспечение инвестиционной деятельности.

Направлено на решение достаточно широкого спектра задач, в числе которых: реконструкция делового центра; перепланировка земельных участков, их очистка и подготовка к застройке; инженерная подготовка участка под производственное строительство; модернизация водоочистительных и водораспреде­лительных сооружений; увеличение мощности канализационных систем и систем по чистке сточных вод; совершенствование систем землепользования и др.

Рисин И.Е., Рыжкова Л.А.