1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
Являясь количественной категорией, цена формируется под воздействием ряда факторов, которые действуют разнонаправлено и которые можно ранжировать по степени их детализации. К факторам первого порядка можно отнести: спрос, предложение, конкуренцию, прямое государственное регулирование цен. В свою очередь, сочетание этих факторов определяется двумя группами более детализированных факторов – внутренних и внешних:
внутренние (микроэкономические), зависящие от деятельности предприятия;
внешние (макроэкономические), независимые от деятельности предприятия.
Внутренние факторы: особые свойства товара, способ производства, обеспеченность основными ресурсами, организационно-технический уровень производства, ориентация на различных покупателей, жизненный цикл товара, длительность цикла товародвижения, организация сервиса, имидж предприятия, фирмы на рынке, реклама и продвижение товара.
Особые уникальные свойства товара отражают качество и технический уровень продукции. Продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеют более высокую себестоимость и, соответственно, цену. При частых технологических изменениях товар будет иметь более высокую цену. Ориентация на несколько различных сегментов вызывает необходимость дифференцировать цены, то есть приспосабливать их к разным категориям покупателей. Влияние на цену оказывает длительность цепочки «производитель-потребитель», используемые каналы, посредники. Чаще всего продукция имеет более высокую цену при коротком жизненном цикле товара и относительно низкую – при длительном. Уровень цены заметно меняется на различных стадиях жизненного цикла товара, в связи с изменение конъюнктуры рынка и объемов продаж. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, авторитет предприятия или фирмы на внутреннем и внешнем рынке, оригинальная реклама – все это позволяет установить более высокую цену.
Внешние факторы: политическая и экономическая ситуация в стране, уровень доходов и сбережений населения, масштабы государственного регулирования экономики и цены, общий уровень инфляции, наличие и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая политика государства.
Политическая стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, не вызывает у них стремление в получении сиюминутного успеха, чаще всего за счет взвинчивания цен.
Отсутствие каких-либо ресурсов, например, в Республике Беларусь – топливно-энергетических, ставит предприятие в большую зависимость от импорта ресурсов. Вот почему разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР явился одной из причин резкого роста затрат и цены на продукцию белорусских производителей.
На цену непосредственно влияет масштаб государственного регулирования, который определяется общим состоянием экономики в республике. По мере продвижения реформ, ценовые ограничения будут отменяться, и влияние данного фактора на ценообразование будет ослабевать.
Перестройка экономики в Республике Беларусь заставила специалистов по ценообразованию обратить особое внимание на инфляцию. При заключении договоров на поставку продукции необходимо предусмотреть возможность пересмотра цены с учетом инфляции. На уровень и динамику цены влияет денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика, которая определяется величиной денежной массы в обращении, количеством и величиной налогов, пошлин, нетарифными барьерами. Высокие ставки налогов, наличие значительных тарифных и нетарифных ограничений могут быть причиной высоких цен на внутреннем рынке.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б