7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
Немаловажное значение при установлении окончательной внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используются два принципа косвенного налогообложения: принцип страны назначения и принцип страны происхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров.
Во внешней торговле Беларуси применяется дифференцированный подход. Принцип страны назначения лежит в основе косвенного налогообложения в торговле со странами дальнего зарубежья, а также с Арменией, Узбекистаном и рядом стран, входящих в СНГ и являющихся участниками соглашения о создании зоны свободной торговли (Молдова, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Украина). С остальными странами используется принцип страны происхождения. В будущем предусматривается перейти на единый подход, соответствующий современной международной практике.
Действующим налоговым законодательством установлено, что по импортируемым в республику товарам при ввозе производятся расчет и уплата акцизов и налога на добавленную стоимость (если в косвенном налогообложении используется принцип страны назначения). При этом объектом налогообложения выступает таможенная стоимость товара, ввозимого на территорию Беларуси в таможенном режиме свободного обращения. Ставки акцизов при ввозе устанавливаются адвалорными (в процентах от таможенной стоимости) и специфическими (в твердых суммах за единицу товара в евро). При использовании адвалорной ставки сумму акциза следует рассчитать следующим образом:
А = (Тс + Пт + Тс)- СmА, (45)
где А — сумма акциза, р.; Тс — таможенная стоимость ввозимого товара, р.; Пт — размер ввозной таможенной пошлины, р.;
Тс — сборы за таможенное оформление, %;
СmА — ставка акциза, %.
Налогом на добавленную стоимость облагается таможенная стоимость товаров, которые ввозятся на территорию республики в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидентами. Облагаемый оборот при.исчислении налога на добавленную стоимость включает таможенную стоимость ввезенного товара, к которой добавляется таможенная пошлина, сборы за таможенное оформление товаров, а по подакцизным товарам — и сумма акциза. При этом сумма НДС определяется так:
НДС= (Тс + Пт + Тс + А)- Сm, (46)
где Сндс — ставка НДС, %.
В последующем при реализации товара на внутреннем рынке с учетом сумм, уплаченных при ввозе, рассчитываются величины налога на добавленную стоимость и акциза (кроме товаров, маркируемых акцизными марками) при реализации товара в соответствии с установленными правилами. При определении суммы таможенной пошлины с помощью комбинированной ставке сначала исчисляется ее сумма в процентах от таможенной стоимости, затем в твердой ставке за единицу товара и из них выбирается наибольшая величина.
Для защиты экономических интересов государства к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.
Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию республики в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Беларуси товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Тарифная система республики предусматривает дифференцированный подход по отношению к различным торговым партнерам. Так, по товарам из стран, которым Беларусь не предоставила режима наибольшего благоприятствования в торговле, применяются удвоенные ставки тарифов. Импорт из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом, облагается уменьшенными на 25 % пошлинами, а из наименее развитых стран — тарифами не облагается (за исключением определенного перечня товаров). Импорт из всех стран СНГ освобожден от пошлин на основании многостороннего соглашения о свободной торговле. С целью стимулирования поставок продукции на внешний рынок пошлины на экспорт товаров из республики не применяются.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б