logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену

Немаловажное значение при установлении окончательной внешнеторговой цены имеет налоговый фактор. Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями. В практике международной торговли в основном используются два принципа косвенного налогообложения: принцип страны назначения и принцип страны происхождения. В соответствии с принципом страны назначения экспортные товары в стране вывоза освобождаются от уплаты косвенных налогов. Эти налоги уплачивает импортер в стране ввоза продукции. Принцип взимания налогов по стране происхождения товаров означает налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров.

Во внешней торговле Беларуси применяется дифференцированный подход. Принцип страны назначения лежит в основе косвенного налогообложения в торговле со странами дальнего зарубежья, а также с Арменией, Узбекистаном и рядом стран, входящих в СНГ и являющихся участниками соглашения о создании зоны свободной торговли (Молдова, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Украина). С остальными странами используется принцип страны происхождения. В будущем предусматривается перейти на единый подход, соответствующий современной международной практике.

Действующим налоговым законодательством установлено, что по импортируемым в республику товарам при ввозе производятся расчет и уплата акцизов и налога на добавленную стоимость (если в косвенном налогообложении используется принцип страны назначения). При этом объектом налогообложения выступает таможенная стоимость товара, ввозимого на территорию Беларуси в таможенном режиме свободного обращения. Ставки акцизов при ввозе устанавливаются адвалорными (в процентах от таможенной стоимости) и специфическими (в твердых суммах за единицу товара в евро). При использовании адвалорной ставки сумму акциза следует рассчитать следующим образом:

А = (Тс + Пт + Тс)- СmА, (45)

где А — сумма акциза, р.; Тс — таможенная стоимость ввозимого товара, р.; Пт — размер ввозной таможенной пошлины, р.;

Тс — сборы за таможенное оформление, %;

СmА — ставка акциза, %.

Налогом на добавленную стоимость облагается таможенная стоимость товаров, которые ввозятся на территорию республики в таможенных режимах свободного обращения, обратного ввоза в измененном состоянии и ввоза для потребления нерезидентами. Облагаемый оборот при.исчислении налога на добавленную стоимость включает таможенную стоимость ввезенного товара, к которой добавляется таможенная пошлина, сборы за таможенное оформление товаров, а по подакцизным товарам — и сумма акциза. При этом сумма НДС определяется так:

НДС= (Тс + Пт + Тс + А)- Сm, (46)

где Сндс — ставка НДС, %.

В последующем при реализации товара на внутреннем рынке с учетом сумм, уплаченных при ввозе, рассчитываются величины налога на добавленную стоимость и акциза (кроме товаров, маркируемых акцизными марками) при реализации товара в соответствии с установленными правилами. При определении суммы таможенной пошлины с помощью комбинированной ставке сначала исчисляется ее сумма в процентах от таможенной стоимости, затем в твердой ставке за единицу товара и из них выбирается наибольшая величина.

Для защиты экономических интересов государства к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию республики в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Беларуси товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Тарифная система республики предусматривает дифференцированный подход по отношению к различным торговым партнерам. Так, по товарам из стран, которым Беларусь не предоставила режима наибольшего благоприятствования в торговле, применяются удвоенные ставки тарифов. Импорт из развивающихся стран, пользующихся преференциальным режимом, облагается уменьшенными на 25 % пошлинами, а из наименее развитых стран — тарифами не облагается (за исключением определенного перечня товаров). Импорт из всех стран СНГ освобожден от пошлин на основании многостороннего соглашения о свободной торговле. С целью стимулирования поставок продукции на внешний рынок пошлины на экспорт товаров из республики не применяются.