logo search
От Рисина Конференции / АКт

Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса

Под индустрией коммерческого распространения информации понимается индустрия, предоставляющая потребителям или пользователям информационные продукты и услуги в коммерческом режиме, основанная на применении новых информационных технологий, под которыми подразумеваются современные виды информационного обслуживания, организованные на базе средств вычислительной техники и средств связи. В контексте социальных изменений актуально определение области использования экономических ресурсов в социальной инфраструктуре, а именно определение приоритетных направлений развития социальной сферы.

Социальная инфраструктура Курской области состоит из четырех, наиболее значимых, по нашему мнению, отраслей: «образование», «здравоохранение», «культура и отдых», «услуги населению», характеризующимися определенными признаками (32 признака). Отобразим данное утверждение схематично (рис.1).

Рис. 1. Социальная инфраструктура Курской области

Граф связи между социальными явлениями, которые тяготеют к одному наиболее значимому, изображается в виде «звезды». Исключение данного признака нарушает взаимосвязи между оставшимися признаками.

Для оценки текущего и желаемого состояния региональной системы прагматичен синтетический показатель «уровень развития социально-экономической инфраструктуры (УРСЭИ)». УРСЭИ включает комплекс частных показателей двух групп: социального развития, эффективности экономики. В расчете УРСЭИ используются стандартизованные значения показателей, что позволяет избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Идеей УРСЭИ является определение близости социально-экономического «портрета» региона к эталону. Значения УРСЭИ Курской области приведены в таблице .

Таблица - Динамика уровня социально-экономического развития Курской области за 2000 – 2009 гг.

Регион

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Курская область

0,098

0,086

0,103

0,100

0,125

0,115

0,115

0,122

0,121

0,129

Достижение высокого уровня развития социально-экономической инфраструктуры задача каждого региона, повышение уровня и качества жизни населения являются приоритетными направлениями развития экономик регионов. Наиболее значимым показателем будем считать уровень развития социально-экономической инфраструктуры, а структуру, находящуюся в его подчинении – социальной инфраструктурой Курской области. Проиллюстрируем данное утверждение в виде графа-схемы на рис. 2.

Для количественной характеристики многомерных (многофакторных) связей социальных явлений нами использовался метод корреляционного анализа, основанный на расчете коэффициентов связи, которые носят общее название информативных коэффициентов.

С целью достижения высокого уровня развития социально-экономической инфраструктуры построим регрессионную модель, в которой каждый фактор влияет на величину результативного признака (УРСЭИ). Эвристический подход по выявлению мультиколлинеарности заключается в анализе корреляционной матрицы между объясняющими переменными X1, X1, ….., Xn и выявлении пар переменных, имеющие высокие коэффициенты корреляции (обычно больше 0,80). Если такие переменные существуют, то говорят о мультиколлинеарности между ними. В этом случае один из таких признаков можно исключить из модели. В результате расчетов получили регрессионную модель вида:

Рассчитав средний коэффициент эластичности , который показывает насколько процентов в среднем по совокупности изменится результатY от своей средней величины при изменении фактора X на 1% от своего среднего значения, мы получили, что наиболее значимым фактором является фактор X3 (коэффициент эластичности по сравнению с коэффициентом эластичности остальных факторов выше и равен 1,258, что составляет 125,8%).

Рис. 2. Взаимосвязь социальных явлений по принципу «звезда»

Целесообразно в данном контексте применить стратегию развития информационного бизнеса, что представляет собой развитие социальных явлений путем информационного распространения продукта. Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. Прямой (персональный) маркетинг - это новая форма и, одновременно, новая реальность конкуренции в современном бизнесе: побеждает тот, кто дифференцированно подходит к освоению рынка и действует на основе тактики специальных маркетинговых предложений. Актуальным сегодня является телемаркетинг – один из основных инструментов прямого маркетинга. Расчеты показали, что наиболее эффективной сферой продвижения технологии телемаркетинга является отрасль образования. Сектор образовательных услуг и расширение технологий в области образования на сегодня остается на низком уровне, поэтому необходимо внедрение новых программ обучения. По данным оценки согласно теории статистической вероятности количество дошкольных учреждений неуклонно сокращается, что говорит о снижении уровня развития социальной инфраструктуры в этой части. Полученные данные позволяют говорить о возможном внедрении технологии телемаркетинга в области реализации образовательных услуг на вторичном и первичных рынках, сохраняя при этом баланс в общей системе и не нарушая существующей социальной структуры.

Таким образом, ориентация на определенные рыночные сегменты с низкой эластичностью способствует устранению неопределенности. Формирование структуры инвестиций (инвестиционного портфеля) является одним из основных и наиболее сложных элементов программы информационного маркетинга (телемаркетинга).

На основе предложенного подхода определения приоритетных отраслей инвестирования возможно определить саму структуру таких инвестиций, учитывая имеющиеся ресурсы региона. В зависимости от того каким образом будет определены приоритеты развития объекта телемаркетинга и какими задачами будет обладать сам телемаркетинг, определяются цены на предлагаемые услуги и стратегия развития интерактивных услуг (опрос общественного мнения, обучения по средствам телефонного или телевизионного контакта, применение информационных технологий для продвижения выбранной отрасли).

Согласно проводимым нами раннее исследованиям на территории Курской области наблюдаются положительные, но недостаточные тенденции развития в сфере связи и информатизации, а значит развитие такой категории, как «телемаркетинг». Для реализации и внедрения в программы национальных проектов информационно-коммуникационных технологий требуется финансирование на уровне местного и Федерального бюджетов РФ, а также ускорение темпов сокращения социально-экономического неравенства во всех регионах страны. Таким образом, применение подобных решений в различных отраслях способствует улучшению качества, доступности и количества в продвижении информационного продукта.

Ершова И.Г.