Иновационный кластер как фактор развития региона
Приоритетным направлением современной региональной политики в России становится построение региональной экономики, основанной на знаниях, активном восприятии новых идей и технологий. Для повышения инновационной активности регионам необходимы эффективные механизмы, которые стимулировали бы предприятия становиться активными, гибкими, инновационно-ориентированными не просто для того выживания, а для конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Таким катализатором инновационного развития регионов считаются инновационные кластеры.
Региональный инновационный кластер - это географическая концентрация (спроектированная или спонтанная) взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга инновационно-ориентированных фирм44, разработчиков технологий и ноу-хау (университетов, исследовательских институтов, инжиниринговых компаний), связующих рыночных институтов (брокеров, консультантов), и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости45 инновационного продукта.
Множество предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их конкурентоспособности. Географическая близость предприятий позволяет им эффективно использовать производственные ресурсы и сокращать издержки. В целом инновационные кластеры способствуют рациональному использованию ресурсов территорий, концентрации их на приоритетных направлениях, создают предпосылки для производства добавленной стоимости внутри региональной экономической системы, что способствует устранению сырьевой ориентации экономики.
Однако еще более важным является влияние географической концентрации на совершенствование производственных процессов и внедрение новшеств внутри кластера. За счет использования общей инфраструктуры, горизонтальной мобильности квалифицированного персонала, быстрого обмена информацией между всеми элементами кластера компании в кластере начинают бурно прогрессировать. Жесткая конкуренция заставляет производителей учиться друг у друга, перенимать технологические и организационные инновации. Быстрое тиражирование, перенос знаний, успешных методик и алгоритмов на другие предприятия, входящие в кластер, не только позволяют значительно повысить их общую экономическую устойчивость и эффективность, но и заставляют постоянно совершенствовать свою продукцию, осуществлять поиск новых идей и внедрять инновации. Таким образом, инновационный кластер формирует не спонтанную концентрацию в регионе разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную коммуникационную систему распространения новых знаний и технологий46.
Благодаря так называемому триггерному эффекту (эффект нивелирования затрат), связанному с функционированием инновационного кластера, компании, входящие в кластер, получают преимущество перед отдельной фирмой-новатором. Триггерный эффект возникает когда для осуществления первичной инновации необходимо произвести множество дорогостоящих вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации может оказаться даже меньше издержек требуемой реорганизации. У отдельной фирмы инноватора опасность возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же фирмы могут минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет им внедрять самые разнообразные инновации. При этом характерная для кластера коммуникационная сеть создает особо благоприятные условия для быстрого распространения технологий47.
По своей сути к инновационным кластерам относятся зрелые, наиболее развитые сильные кластеры (см. табл.1), характеризующиеся сбалансированным развитием как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокой внутренней конкуренцией, наращиванием научно-исследовательского и инновационного потенциала, интенсивным внутрикластерным взаимодействием в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций. Иными словами инновационный кластер представляет высшую форму развития кластера.
В России же в настоящее время преобладают латентные кластерные структуры и потенциальные кластеры, для которых характерно отсутствие отдельных структурных элементов, формирующаяся коммуникационная система, отличающаяся нестабильностью. Российские региональные кластеры находятся только на начальном этапе пути к инновационным кластерам.
Таблица 1- Классификация кластеров по степени их развития
(Финский подход)48
Тип | Характерные черты |
Латентные кластерные структуры | Существуют лишь отдельные кластерные структуры в виде достаточно мощных объединяющих предприятий-центров и ряда малых и средних предприятий. Система коммуникативных связей не устоявшаяся. |
Потенциальные кластеры | Структура кластера пока еще весьма фрагментирована, но интенсивно развивается |
Устойчивые кластеры | Структура кластера стабильно развивается, однако в настоящее время не накоплена критическая масса производственного потенциала для получения значительных преимуществ от агломерации. Активное внутрикластерное взаимодействие. |
Сильные кластеры | Эффективная структура кластера, отражающая важнейшие этапы производственного цикла. Характерны сбалансированность развития как основных, так и связанных производств и специализированного сервиса, высокая внутренняя конкуренция, научно-исследовательский и инновационный потенциал мирового уровня, интенсивное внутрикластерное взаимодействие в рамках совместных проектов и работы межотраслевых организаций. |
Основной проблемой при формировании инновационных кластеров является отсутствие устойчивых связей между основными его элементами в процессе создания инновационных товаров: спрос – НИОКР – производство.
Для успешного развития инновационных кластеров необходим, прежде всего, спрос на инновации. Компании, предъявляющие спрос на инновации, являются для ученых, изобретателей, университетов, инжиниринговых центров, лабораторий источниками инновационных идеи для дальнейших исследований и разработок.
Во всем мире спрос на инновации определяет государство и крупные корпорации. В России, прежде всего, доминируют сырьевые компании, которые не являются заказчиками инноваций, не рискуют ради создания новых технологий. Отсутствие инновационной культуры приводит к тому, что новая технология для российских компаний не является аргументом в конкурентной борьбе или единственной возможностью выжить на рынке. Государство же не может выступать универсальным заказчиком49.
В связи с этим приоритетной для региональных властей становится проблема стимулирования спроса потребителей (государства, компаний, населения) на инновационные товары, создание стимулов к модернизации и техническому обновлению. Решение данной проблемы лежит в плоскости развития конструктивного сотрудничества региональных властей с бизнесом. Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации не только коммерческих, но и социально важных инноваций позволит заложить основы инновационной культуры, как среди компаний, так и населения, что повысит инновационную восприимчивость общества в целом.
Необходимым условием эффективной трансформации идей в инновационный продукт в рамках кластера является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера во всех видах деятельности единой цепочки создания стоимости инновационного продукта.
Важным направлением региональной политики в стимулировании инновационной деятельности в рамках кластера должно стать развитие инновационной инфраструктуры, представляющей собой совокупность объектов инновационной деятельности (см. табл. 2) и взаимосвязей между ними, которые способствуют преобразованию новых знаний и новшеств в новые продукты и услуги, их распространению и потреблению в условиях рынка. При этом действия органов исполнительной власти могут быть направлены как на реализацию отдельных проектов (например, формирование технологического парка, бизнес-парка и т.п.), так и на привлечение инвесторов для реализации определенного инфраструктурного проекта.
Таблица 2 - Содержание инновационной инфраструктуры
Назначение инфраструктуры | Структурные элементы |
Производственно-технологическая инфраструктура | |
Стимулирует освоение технологий, наладку производства инновационных продуктов и развитие инновационного бизнеса | Инновационные бизнес-инкубаторы, инновационные центры, центры коллективного пользования, технопарки, технополисы |
Сбытовая инфраструктура | |
Обеспечивает продвижение на рынок новой научно-технологической продукции, маркетинг, рекламную и выставочную деятельность | Внешнеторговые объединения, торговые дома, специализированные посреднические фирмы, консалтинговые фирмы, информационно-аналитические центры, центры трансфера технологий, рекламные агентства |
Экспертно-консалтинговая инфраструктура | |
Обеспечивает специфичные для инновационного рынка виды деятельности связанные с патентованием, сертификацией, стандартизацией, контролем качества наукоемкой продукции, экспертизой инновационных программ, проектов, предложений и заявок | Патентные бюро, сертификационные центры, аккредитационные организации; центры стандартизации, контроля, экспертизы |
Кадровая инфраструктура | |
Отвечает за подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая обучение целевых «менеджерских команд» для управления инновационными проектами | ВУЗы, центры дополнительного образования, коучинг-центры |
Финансовая инфраструктура | |
Обеспечивает финансирование инновационной деятельности за счет различных источников средств, включая бюджетные и внебюджетные фонды
| Банки, бюджетные, внебюджетные фонды, страховые организации, посевные и стартовые фонды (в том числе венчурные), гарантийные структуры и фонды, торгово-промышленные палаты, частные инвесторы – бизнес-ангелы |
Информационная инфраструктура | |
Осуществляет информационное обеспечение на всех этапах создания научно-технологического продукта | Инновационный аудит, аналитические, статистические центры, базы данных, информационно-аналитические сети, электронные биржи высоких технологий, структуры поддержки малого бизнеса |
Элементы инновационной инфраструктуры призваны обеспечить выполнение всех видов деятельности в цепочке стоимости инновационного продукта, способствуя максимально эффективному продвижению инновационного товара до конечного потребителя. В кластерах с развитой инновационной инфраструктурой предприятия-новаторы могут рассчитывать на всестороннюю помощь при реализации инновационной деятельности: государственную, научно-исследовательскую, производственно-технологическую, имущественную, финансовую, экспертно-консультационную, маркетинговую, кадровую. За счет многосторонней поддержки увеличиваются шансы доведения идей до стадии высокотехнологичного производства, в результате чего повышается производительность и появляется возможность получения доходов от интеллектуальной ренты. Выгода от географической близости к инновационной инфраструктуре способствует расширению кластера, привлечению в него все большего числа новых компаний.
Для обеспечения организованного, скоординированного развития кластера необходимо создание субъекта развития коммуникативной среды кластера, так называемого инновационного Совета, включающего в свой состав экспертов из науки, бизнеса, государственных структур. Такой состав Совета позволит представителям бизнеса быстро формулировать производственные проблемы в виде инновационных идей и формировать заказы научно-исследовательским образованиям через представителей науки, а органам государственной власти в максимальной степени учитывать мнение представителей всех участников кластера при разработке региональной кластерной и инновационной политики. Без активного участия бизнеса и науки функционирование Совета невозможно. Задача региональных властей заключается в создании заинтересованности у представителей кластера в работе инновационного совета (например, посредством предоставления компаниям информационных услуг, выработки стратегии общего развития, позиционирования кластера на мировом рынке как ведущего производителя определенной продукции и т.п.).
Рассмотренные меры (формирование устойчивого спроса на инновационные товары, развитие инновационной инфраструктуры и создание развитой коммуникационной системы) должны стать приоритетными в политике создания инновационных кластеров, поскольку формируют необходимые условия для инновационного развития бизнеса, науки, и общества в целом.
Крыжановская О. А*.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий