Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2005-2007 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.
Анализ бюджетных расходов за 2005-2007 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели. Наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7 до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт» (рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.
Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составил около 34%. Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2005-2007 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.
Таблица 1 - Бюджетное финансирование отдельных отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг. (в % к ВВП)
| Федеральный бюджет | Территориальные бюджеты | Консолидированный бюджет | ||||||
2005 | 2007 | Темп прироста | 2005 | 2007 | Темп прироста | 2005 | 2007 | Темп прироста | |
Образование | 0,8 | 0,89 | 11,25% | 3,3 | 3,05 | -7,58% | 4,1 | 3,94 | -3,94% |
Здравоохра-нение | 0,4 | 0,66 | 65,00% | 1,9 | 2,13 | 12,11% | 2,4 | 2,79 | 16,25% |
Как свидетельствует структура расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в федеральном бюджете 2006 года составили 616,4 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составило 2 процентных пункта и достигло 2,3% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшилось на 6 процентных пунктов: с 15,0 до 14,4%, что, по крайней мере, в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.
Особенно низкий удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов расширенного правительства Российской Федерации. Недопустимо низка доля расходов на здравоохранение. В консолидированном бюджете на 2006 год на финансирование: здравоохранения выделено 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП). С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства.
Таблица 2 - Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в 2005-2007 гг.
| 2005 | 2006 | Темп роста к 2005 г., % | 2007 | Темп роста к 2005 г., % |
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере | 6360 | 7599 | 119,48 | 8601 | 135,24 |
Превышение темпов роста заработной платы над темпами инфляции | 1,14 | 1,12 | 98,25 | 1,07 | 93,86 |
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц | 3052 | 3375 | 110,58 | 3669 | 120,22 |
Соотношение зарплаты и прожиточного минимума | 2,08 | 2,25 | 108,17 | 2,34 | 112,50 |
Доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в 2007 году равнялась 2,4% от ВВП по сравнению с 6-7% в развитых странах. Расходы по разделу «Здравоохранение и спорт» на 2007г. были запланированы в размере 206,15 млрд. рублей, т.е. выросли в 1,38 раза по сравнению с 2006 годом, когда они составили 145,84 млрд. рублей. В свою очередь, в 2006г. рост расходов по данному направлению был более существенным (по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза). Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возросла по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77, тем не менее, отставание от развитых стран по этому показателю остается колоссальным. Важнейшими приоритетами остаются меры, направленные на повышение качества охраны материнства и детства, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.
Аналогичная ситуация сложилась и с расходами на образование. Расходы на образование составили в 2006г. 201,59 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с повышением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%). На финансирование образования в 2007 году были выделены средства со значительным превышением по отношению к 2006 году (277,94 млрд. рублей, что более чем на 38% превосходит сумму, утвержденную в 2006 году). Запущена Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы», на финансирование которой выделено 8,66 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2006 году (на финансирование данной ФЦП в 2006 году выделялось 8,03 млрд. рублей). Финансирование реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году производилось в размере 48,59 млрд. рублей. Прирост по отношению к 2006 году составил почти 66%.
Удельный вес расходов на образование в России в 2007 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14%. Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится. Что касается расходов на социальную защиту, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.
По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2007 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2006 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения».
Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно - коммунальное хозяйство» выросли по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,6 раза. В 2007 г. предусматривалось их сокращение на 13,8% в реальном выражении и на 3,6 млрд. рублей в абсолютном выражении. Инвестиции в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». На указанные направления выделены бюджетные ассигнования в 2007 году в размере 26,3 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 32%.
Важнейшей особенностью бюджета 2007 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК», расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2006 года.
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте в бюджете на 2007 г. в реальном выражении (в сопоставимых ценах) по образованию, здравоохранению, спорту, культуре, кино, СМИ. По блокам ЖКХ и социальная политика фиксируется снижение затрат в относительном выражении на 10,3% и на 5%.
Систематизировав проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом их специфики, можно предложить следующие возможные пути решения. Формирование негосударственного сектора в социальной сфере возможно по трем направлениям:
- сокращение числа государственных социальных учреждений путем преобразования государственных учреждений, способных функционировать в рыночной среде, в иные негосударственные организационно-правовые формы;
- стимулирование развития негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги;
- приобретение социальных услуг у негосударственных организаций посредством осуществления социального заказа.
Стародубцев С. И.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий