5.6 Прибыль в цене
Важным элементом цены является прибыль, которая представляет собой форму чистого дохода, категорию расширенного воспроизводства. Она необходима для развития производства и материального стимулирования на предприятии, а также является важным источником формирования доходной части бюджета.
Обоснование прибыли в цене — важный этап технологии обоснования цены на предприятии, поскольку именно прибыль большей частью выступает критерием формирования оптимального плана производства, оценки эффективности принятия различных управленческих решений. В плановой экономике предприятиям доводились сверху нормативы рентабельности для ценообразования. Сегодня прибыль во многом зависит от деятельности самого предприятия, эффективности его работы, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рыночной конъюнктуры. Предприятия оказались в совершенно новых условиях, когда потребовалось самостоятельно экономически обосновывать цены, в том числе и с точки зрения прибыли.
В переходный период в ряде отраслей и сфер народного хозяйства затратный подход, как уже отмечалось, остается преобладающим в силу ряда объективных причин. Для определения суммы прибыли в цене самому предприятию необходимо обосновать для себя целесообразную (целевую) норму рентабельности (прибыльности), которая показывает, какую прибыль должно иметь предприятие на один рубль затрат, чтобы нормально функционировать и обеспечивать себе условия для расширенного воспроизводства. Расчет ее базируется на принципе "достаточности".
Осуществляя поставки на рынок, предприятие получает доход. Различают:
1) Валовый доход – это сумма денежных средств полученных от продажи продукции.
ВД = Цi хVi, (12)
2) Средний доход – это размер денежных средств от продажи единицы продукции.
(13)
То есть ВД/V=Ц, то всегдаСД=Ц.
3) Принимая решение о выпуске продукции необходимо выяснить, какой доход принесет предприятию продажа дополнительной единицы товара, то есть требуется определить предельный доход.
(14)
Он характеризует величину денежных средств, на который возрастает совместный доход на единицу в результате увеличения объема произведенной и реализованной продукции.
Чтобы обосновать приемлемую с точки зрения продавца цену, необходимо рассчитать включаемую сумму прибыли, для чего необходимо обосновать для предприятия целесообразную норму рентабельности (Нр), которая показывает какую прибыль должно иметь предприятие на 1 рубль затрат чтобы нормально функционировать.
(15)
Прибыль балансовая (Пб).
Пб = Пот реализ. прод.+ Пот прочей реализ. + Внереализационные доходы – Внереализационные расходы
Пот реализ. прод = (ВД – косвенные налоги) - S
Прибыль формируется под воздействием рационального использования трех факторов производства:
Трудовых (ПТ).
Материальных средств (материалоотдача – сколько рублей мы получим с единицы рубля затраченного на материальные ресурсы).
Основные средства (фондоотдача).
Все эти показатели показывают эффективность использования ресурсов, так как:
ПТ = Ц х V / численность (производительность труда)
МО = Ц х V/ мат. затраты (материалоотдача)
Ф0 = Ц х V/ стоимость основных фондов (фондоотдача)
Плановая прибыль от реализации продукции будет определяться потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения.
Получая балансовую прибыль предприятие в первую очередь производит расчет обязательных налогов:
а) Налог на недвижимость (Нн) берут с величины остаточной стоимости основных фондов.
Софост= Софперенесенная (восстонавительная)- Величина износа (И).
Однако надо помнить, что есть льготируемые фонды (природно-охранного назначения) с которых налог не взыскивается.
б) Налог на прибыль (Нн.пр.) по ставкам с налогооблагаемого оборота (прибыль налогооблагаемая - 30% -Пн). По предприятиям прибыль балансовая которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат.
Пн = Пб – Нн – Пдох – Пльготируемая – Ппосред. д-ти.
Во избежании двойного налогообложения мы отнимаем прибыль на доход, так как она уже облагается налогом на прибыль.
Льготируемая прибыль направлена на ликвидацию аварий и на охрану природы. Прибыль от посреднической деятельности может вычитаться и не вычитаться в зависимости от того, занимается ли предприятие посреднической деятельностью. А отнимают ее так как прибыль полученная от посреднической деятельности по налоговому законодательству облагается более высокими ставками налога, чем прибыль от других видов деятельности.
Прибыль облагаемая налогом на доходы (Пдох) – это прибыль полученная от принадлежащих предприятию ценных бумаг, от долевого участия в совместных предприятиях, от биржевой деятельности, от продажи на аукционах, от имеющихся у предприятия видеосалонов, казино, игровых автоматов. То естьНд взимается с доходов от особых видов деятельности и ставки дифференцированы от 15% до 80%.
Налог на прибыль = Прибыль Налогооблагаемая х ставку налога
Эти налоги идут в бюджет после чего имеем прибыль остающуюся в распоряжении предприятия, то есть:
Ппоступающая в распоряжение предприятия = Пб – Нн – Нд – Нприбыль
2) Затем из прибыли поступающей в распоряжение предприятия уплачивают местные налоги и целевые сборы, экономические санкции за сокрытие доходов, завышение цен и др.
3) Оставшаяся после этого часть прибыли называется чистой прибылью (Пч) и используется предприятием на создание резервного фонда, фонда накопления, фонда потребления, и др. цели.
Для обоснования прибыли важным является обоснование графически и алгебраически точки безубыточности (окупаемости). Точка безубыточности это такой момент, когда при выпуске определенного объема продукции ВД (выручка) равна полной себестоимости (Sп)
ВД = Sп(16)
(17)
Пример:
Sпост. = 30000 у.е.
= 0,8 у.е.
Ц = 2 у.е.
Для построения графика примем объемы 20 тыс. ед., 40 тыс. ед. и 60 тыс. ед. (V).
Рассчитаем ВД и SпприV1,V2,V3.
V1 V2 V3
ВД = Ц х V40000 80000 120000
46000 62000 78000
Определим критический объем
ВД = Sп
2*25000 = 30000 + 0.8*25
50000 = 50000 – ч. т. д.
Таким образом, V=25000 ед. является критическим объемом, ниже которого предприятие не может реализовывать, так как не будет покрывать свои затраты.
Планируемая прибыль определяется исходя из потребностей на покрытие затрат за счет прибыли. Определить значение объема V, чтобы получить заданный процент прибыли можно подставив в числитель сумму прибыли:
(18)
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б