1.1 Экономическое содержание цены
Рыночная цена – это сумма денег за которые продавец хочет продать товар, а покупатель готов его купить. В рыночной экономике все имеет цену – любой товар и услуга. Купля-продажа – это факт признания за товаром ценности, которая выражается в определенном количестве денежных знаков. Эта ценность и есть цена товара. Так как ценности товара постоянно изменяются, то и цена находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть рыночная экономика. Толчок этому движению дает взаимодействие спроса и предложения на рынке. Но и цена оказывает влияние на величину спроса и предложения. Теоретически и практически товарный дефицит вызывает рост цен, а товарный избыток – их падение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения и стимулируют увеличение производства. Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и др.) с помощью равновесных цен.
Цена – это важная экономическая категория, которая должна обеспечить нормально работающим предприятиям возмещение затрат и получение необходимой величины прибыли. От правильности установления цены зависит объем реализации, конкурентоспособность предприятия и другие важнейшие показатели его деятельности.
Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятия. С цены начинается и ценой заканчивается деятельность предприятия. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг. Уровень цены по разному влияет на такие важные показатели деятельности предприятия, как прибыль, рентабельность, занимаемая доля рынка и др.
На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важных экономических пропорций (между накоплением и потреблением, отраслями народного хозяйства, производственными и непроизводственными сферами), а также сигнализирует о возникновении дисбаланса.
На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.
Ценообразование относится к наиболее сложному и ответственному разделу управления. Некорректное решение по ценам способно не просто ухудшать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и вывести их за пределы допустимых значений, что может привести к банкротству. Кроме того, ценовые решения могут иметь долговременное последствие для потребителей, дилеров, конкурентов.Это особенно актуально в нынешних условиях, когда вследствие снижения покупательской способности, уменьшение нормы прибыли для успешной деятельности наибольшее значение приобретают последовательная реализация эффективной ценовой стратегии и правильная методика установления цены.
Чем же определяется размер цен? Что принимать за основу? – затраты труда, результаты труда или что-то другое?
Существует несколько концепций, основная из которых – стоимостная, которую раскрыл Карл Маркс в своем труде «Капитал». Цена выражается стоимостью товара, а стоимость – это воплощенные в товаре полезные затраты труда. Однако рыночная цена зависит не столько от затрат производителя, сколько от оценки полезности этих затрат покупателем. В этом случае цена становится вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.
Сегодня цена должна быть главным инструментом управления спросом и должна регулировать объем предложения. Логика коммерческой деятельности состоит в том, чтобы цены были прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатель готов платить, никак не связана с затратами производителя.
Эти затраты прямо влияют на решение производителя о том, какие товары и в каком количестве производить. Эти две логики (концепции) обретают компромиссное согласование лишь на рынке. То есть, цену должны определять предложение (стоимость) и спрос (полезность). Таким образом, цена выражает стоимость товара с учетом рыночных регуляторов. Как потребитель, так и производитель должны установить цену, которая «вписывается» в рынок. Отличие рыночного ценообразования в том, что реальный процесс формирования цены происходит не в сфере производства, а в сфере обращения под воздействием спроса и предложения.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б