34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др.
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЗСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В РФ как по федеральному закону, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА
Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним дееспособным гражданином. Членами фермерского хозяйства могут быть:
супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения, установленные п. 3 ст. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ. Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом фермерского хозяйства, которое принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства признается индивидуальным предпринимателем.
Глава фермерского хозяйства:
организует деятельность фермерского хозяйства;
без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
выдает доверенности;
организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.
Фермерское хозяйство в установленном после государственной регистрации порядке должно стать на учет в налоговом органе по месту расположения, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.
Фермерское хозяйство должно уплачивать в установленные сроки в необходимых размерах налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, имеет право переходить на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Глава фермерского хозяйства в установленном Банком России порядке имеет право открывать расчетный и другие счета в коммерческих банках, осуществлять сделки в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Члены фермерского хозяйства устанавливают по их взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных требований.
Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплат каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяется по соглашению между членами фермерского хозяйства.
Необходимые для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства земельные участки представляются и приобретаются в соответствии с положениями гл. 4 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
В соответствии со ст. 21 указанного Закона фермерское хозяйство прекращается:
в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
в случае если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом положений ст. 217—223 Федерального закона;
в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
на основании решения суда.
В РФ крестьянские (фермерские) хозяйства стали создаваться в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. № 3482 как юридические лица, которые вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона от 11 июня 2003 г., иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.
Критерии определения субъектов малого предпринимательства в Москве
В Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т.е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указанные границы;
они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых организаций;
• среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть:
в промышленности и строительстве — 100 человек и меньше;
в других отраслях сферы материального производства — 100 человек и меньше;
в отраслях непроизводственной сферы — 60 человек и меньше. Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.
Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:
регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;
хранения и актуализации информации о субъектах реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства в Москве;
проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.
Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям. Держателем реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы. Ведение реестра осуществляется в соответствии с Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ.
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.