logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

101. Характеристика посреднического пр

Структура ответа на вопрос:

  1. Сущность и значение посреднической деятельности.

  2. Посредничество в трудоустройстве.

  3. Информационный посредник.

  4. Финансовый посредник.

  5. Торговый посредник.

  6. Гражданско-правовая и налоговая трактовка посреднической деятельности.

Сущность и значение посреднической деятельности

Предпринимательской является самостоятельная, осуществля­емая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Существу­ют следующие виды предпринимательской деятельности: производ­ственная, коммерческая (торговая), финансово-кредитная, посред­ническая, страховая. Для экономической науки посредничество – это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции (оказанием услуги, выполнением работ) и доведением ее до потре­бителя. В процессе осуществления предпринимательской деятель­ности многие предприятия пользуются услугами посредников при заключении сделок и проведении различных операций путем зак­лючения посреднических договоров.

Юридические лица, независимо от формы собственности и орга­низационно-правовой формы, и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, представляющие интересы производителя или потребителя, а также действующие от их имени, называются посредниками.

Посреднические операции существуют в различных сферах биз­неса: в торговле – при продаже комиссионных товаров, в производ­стве – при реализации продукции, в любой отрасли – при закупке материальных ценностей, в туризме – при осуществлении органи­зацией функций турагентов, в операциях с недвижимостью – при поиске клиентов через агентов и др. Таким образом, существуют агенты по закупкам и продажам, рекламные агенты, агенты по тор­говле недвижимостью, туристические, страховые агентства и др.

Особенность посреднической деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она направлена на удовлетворение потребностей клиентов, а с другой стороны – на оказание услуг предпринимате­лям, стремящимся расширить свой рынок сбыта за счет привлече­ния новых потребителей предлагаемых ими товаров или услуг. По­этому предприниматель-посредник решает следующие задачи с це­лью продажи своих услуг:

Можно сказать, что предприниматель в любой сфере деятель­ности использует посредника как субъекта предпринимательской де­ятельности, от взаимоотношений с которым зависит эффективность его работы (рис. 1). Посредничество, с точки зрения производите­ля, повышает степень эффективности работы последнего, посколь­ку дает ему возможность сосредоточиться только на производстве, передав посреднику функции по продвижению товара к потребите­лю. Кроме того, включение посредника в отношения между произ­водителем и потребителем существенно сокращает срок оборачи­ваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства. Посредническое предпринимательство, как уже говорилось, су­ществует не только в сфере производства товаров, выполнения ра­бот или оказания услуг, но и в других сферах жизни общества – на рынке труда, капиталов и др.

Рис. 1. Роль предпринимателя-посредника в повышении эффективности работы партнера

Посредничество в трудоустройстве

Данный вид посредничества включает в себя сбор достоверной информации о наличии вакан­сий у работодателей, ведение учета лиц, желающих работать по от­дельным специальностям, с целью дальнейшего их трудоустройства, предоставление информационно-консультационных услуг относи­тельно наличия вакансий, условий и размера оплаты работ, наиме­нования и местонахождения работодателей.

Согласно правилам осуществления предпринимательской дея­тельности по посредничеству в трудоустройстве на работу посред­никам запрещается:

Реклама посредника должна отвечать требованиям законода­тельства о рекламе, в частности посредник должен указывать в рек­ламе свое полное наименование, адрес, номер лицензии и орган ли­цензирования, ее выдавший.

Информационный посредник

Понятие информационного посред­ника определено в проекте Федерального закона «О сделках, совер­шаемых при помощи электронных средств (Об электронных сдел­ках)», согласно которому это лицо, оказывающее отправителю и (или) получателю услуги по отправке, приему, хранению электрон­ных данных. В ст. 14 названного проекта закона определено, что услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных данных, а также предоставлении доступа к сетям ли­цам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и при­обретателям товаров и услуг.

Информационный посредник не несет ответственность за со­держание электронных данных, если он:

Информационный посредник не несет ответственности за хра­нение электронных данных при автоматическом и кратковремен­ном хранении данных с целью их эффективной передачи, осуще­ствляемом по поручению лиц, осуществляющих предприниматель­скую деятельность, и приобретателей товаров и услуг.

Информационный посредник не обязан контролировать и про­верять законность передаваемых и хранимых электронных докумен­тов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Финансовый посредник

Посредниками такого рода являются ин­вестиционные банки, пенсионные фонды и страховые компании. Кредитная система выступает посредником между потенциальны­ми и реальными инвесторами, берет на себя инвестиционные рис­ки и обеспечивает рациональное распределение капитала и, как следствие, экономический рост. Одна из основных функций финан­сового посредника – стимулирование предпринимательской дея­тельности и платежеспособного спроса.

Страховой посредник работает с предпринимателем, который решил не принимать на себя значительное количество различных рисков, а передать их страховщику, т.е. страховой компании, и при наступлении непредвиденного события возместить ущерб не толь­ко за свой счет. При этом предприниматель определяет, какие имен­но риски выгодно передать страховщику, а какие можно просто ми­нимизировать, т.е. уменьшить вероятность наступления негативно­го случайного события. Страховыми посредниками являются брокеры и агенты: страховые брокеры от своего имени и по поруче­нию своих клиентов, которые называются принципалами (после за­ключения договора страхования принципал становится страховате­лем) покупают у страховщиков страховые услуги, а страховые аген­ты от имени и по поручению страховой компании продают эти услуги. Таким образом, страховые брокеры защищают интересы тех, кто страхуется (страхователей), а страховые агенты – интересы тех, кто страхует (страховых компаний).

Торговый посредник

Торговая посредническая деятельность пред­ставляет собой предпринимательскую деятельность по осуществле­нию оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства, а также оказание услуг по продвижению товара от своего имени и за свой счет или от имени и за счет клиента.

Из данного определения следует вывод, что предприниматель­скую деятельность при купле-продаже товара могут осуществлять как обе стороны, так и только одна из сторон сделки – в зависимо­сти от их цели. На практике торговую посредническую деятельность, как правило, осуществляют обе стороны сделки (оба субъекта хо­зяйствования осуществляют торговлю товаром как вид предприни­мательской деятельности).

Торгово-посредническая деятельность может подразумевать исключительно заключение договоров купли-продажи, розничной купли-продажи, поставки, контрактации и мены в установленном законодательством порядке.

В случае продажи товара его производителем организациям и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства и (или) потребления последними поку­патели не осуществляют торговую посредническую деятельность, поскольку последняя представляет собой предпринимательскую де­ятельность, имеющую своей непосредственной и основной целью получение прибыли. Если субъект приобретает товар для собствен­ного производства, цель получения прибыли им не преследуется.

Организации и индивидуальные предприниматели, приобрета­ющие товар для переработки на давальческих условиях, также не осу­ществляют торговую посредническую деятельность. Как известно, существует два основных способа юридического оформления отно­шений по переработке на давальческих условиях: 1) заключение договора на переработку; 2) заключение договора купли-продажи то­вара с предприятием, которое в дальнейшем использует товар как давальческое сырье.

В первом случае договор на переработку товара на давальческих условиях является гражданско-правовым договором подряда; по­скольку такой договор не предусматривает перехода права собствен­ности на товар к переработчику, последний обязан передать резуль­тат произведенной переработки (готовый продукт) заказчику с условием возмещения последним затрат на переработку и выплаты вознаграждения за работу.

При приобретении товара по договору купли-продажи и исполь­зовании его для переработки организация, приобретающая товар, использует его для собственного производства.

Гражданско-правовая и налоговая трактовка посреднической деятельности

Определение термина «посредническая деятельность» во многом зависит от того, где он применяется – в гражданском или налоговом законодательстве.

В юриспруденции к посредникам часто относятся только те лица, фирмы и организации, которые содействуют продавцам и покупателям в заключении и исполнении контрактов, т.е. оказывают услуги по установлению взаимодействия между производителями товаров (услуг) и потребителями, содействуя, таким образом, обращению товаров.

В узком смысле слова к посреднической относят деятельность по содействию заключения контрактов между поставщиком и потребителем рынка товаров и услуг. Гражданско-правовое регулирование посреднического предпринимательства определено Гражданским кодексом РФ (гл. 49-52 ГК РФ).

Посредническая деятельность участников гражданского оборота осуществляется посредством заключения договоров поручения, комиссии, агентского договора, а также оформления доверенности. Отношения сторон по этим видам сделок регулируются нормами ГК РФ. Отдельные аспекты деятельности посредников регулируются законодательством о рынке ценных бумаг, биржах, страховании.

Посредник имеет право участвовать в отношениях с третьими лицами в рамках, строго определенных заключенным договором.

К посредническим договорам для целей налогообложения относятся сделки по договорам комиссии, поручения и агентирования:

К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 («Поручение») или 51 («Комиссия») ГК РФ, – в зависимости от того, действует ли агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 («Агентирование») или существу агентского договора (ст. 1011 ГКРФ).

102.Организация взаимоотношений посредников с партнерами по сделкам осуществляется в соответствии с заключенными посредническими договорами. В российском законодательстве указаны три вида посреднических договоров – договор поручения, агентский договор, договор комиссии.

Взаимоотношение поверенного с партнерами:

Взаимоотношение комиссионера с партнерами:

Взаимоотношение агента с партнерами:

Выделяют следующие основные виды агентов: простой агент, пирамидальная структура агентской сети, многоуровневая агентская сеть продаж (MLM).