31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
Конкуренты могут осуществлять различные формы получения достоверной информации о деятельности организации, чтобы добиться лучших успехов на рынке. В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской и военной тайны.
Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. последних изменений) говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которая составляет любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об ИНН; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Предпринимательская тайна — более широкое, емкое понятие, так как она включает любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна, по существу, представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
Прежде чем принимать меры по защите предпринимательской тайны, предприниматель должен дать ответы на следующие вопросы:
1. Какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них?
2. Какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц?
3. Какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?
При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но и знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35 к таким сведениям относятся учредительные документы организации; документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; документы о платежеспособности организации; сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др. Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидем-надзора и др. Руководители фирмы и другие должностные лица (юрист) должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.
В зависимости от вида осуществляемой деятельности, сферы предпринимательства, поставленной цели перечень сведений может изменяться. Так, должны иметь защиту сведения: технологического характера.научно-технического характера;делового.
По мере изменения характера деятельности организации перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен изменяться. Перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников. При этом необходимо установить меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников.
Все предприятия (фирмы, компании) независимо от организационно-правовой фирмы и форм собственности обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» (в ред. последних изменений).
На рис. 1 показаны угрозы безопасности организации, которые необходимо учитывать руководству при разработке мер по защите предпринимательской тайны.
Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188 установлен перечень сведений конфиденциального характера, к которым, в частности, относятся: сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, и др.
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ коммерческой тайной признается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну является научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства — ноу-хау, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны).
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах, и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановки, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
о численности, составе работников, системе оплаты труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение эти нарушений;
об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.