logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.

Конкуренты могут осуществлять различные формы получения достоверной информации о деятельности организации, чтобы до­биться лучших успехов на рынке. В законодательных актах не сфор­мулировано понятие предпринимательской тайны, а дана харак­теристика государственной, служебной, коммерческой, банков­ской и военной тайны.

Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация со­ставляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного до­ступа на законном основании и обладатель информации прини­мает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, опре­деляются законом и иными правовыми актами.

В ст. 26 «Банковская тайна» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. последних изменений) говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах сво­их клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной орга­низации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, ус­танавливаемых кредитной организацией, если это не противоре­чит федеральному закону.

В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которая составляет любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением сведений, разглашен­ных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об ИНН; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законо­дательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти на­рушения.

Предпринимательская тайна — более широкое, емкое понятие, так как она включает любые сведения (информацию), разглаше­ние которых (утечка) может нанести экономический и мораль­ный ущерб предпринимательской организации, существенно по­влиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна, по существу, представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Прежде чем принимать меры по защите предпринимательской тайны, предприниматель должен дать ответы на следующие воп­росы:

1. Какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них?

2. Какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц?

3. Какие сведения о деятельности организации подлежат обя­зательной охране?

При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но и знать законодательные и нормативные акты, регу­лирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О пе­речне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35 к таким сведениям относятся учреди­тельные документы организации; документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятель­ности; документы о платежеспособности организации; сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные све­дения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о чис­ленности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др. Феде­ральными законами установлена обязанность предпринимате­лей предоставлять другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидем-надзора и др. Руководители фирмы и другие должностные лица (юрист) должны при этом четко руководствоваться соответству­ющими правовыми актами, регулирующими контрольную (про­веряющую) и надзорную функции отдельных федеральных орга­нов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

В зависимости от вида осуществляемой деятельности, сферы предпринимательства, поставленной цели перечень сведений мо­жет изменяться. Так, должны иметь защиту сведения: технологического характера.научно-технического характера;делового.

По мере изменения характера деятельности организации пе­речень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, дол­жен изменяться. Перечень должен быть в установленном поряд­ке доведен до сотрудников. При этом необходимо установить меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утеч­ке по вине отдельных работников.

Все предприятия (фирмы, компании) независимо от организа­ционно-правовой фирмы и форм собственности обязаны не раз­глашать сведения, составляющие государственную тайну, в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственной тайне» (в ред. последних изменений).

На рис. 1 показаны угрозы безопасности организации, ко­торые необходимо учитывать руководству при разработке мер по защите предпринимательской тайны.

Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188 уста­новлен перечень сведений конфиденциального характера, к ко­торым, в частности, относятся: сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного об­разца до официальной публикации информации о них; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к кото­рым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федераль­ными законами, и др.

В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 28 июля 2004 г. № 98-ФЗ коммерческой тайной признается кон­фиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить дохо­ды, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну явля­ется научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства — ноу-хау, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой облада­телем такой информации введен режим коммерческой тайны).

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лица­ми, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений: