logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

2. Основные теории предпринимательства в XX веке

В последние десятилетия XX в. ученые самых разных профес­сий (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) серь­езное внимание уделяли развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом раз­витии стран. Серьезным исследованиям подвергались личност­ные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатывались практические рекомен­дации по осуществлению предпринимательских проектов. Про­водились международные конференции, широко развивалось пред­принимательское образование, во многих странах все больше уси­ливалась роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого.

Вторая половина XX в. — это период развития в большин­стве западных стран практического цивилизованного предпри­нимательства. В это же время к этой актуальной проблеме об­ращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством важнейшими хозяйствующими субъектами.

Ввиду ограниченности объема учебника не представляется возможным обстоятельно рассмотреть теории многих ученых. Поэтому остановимся на наиболее существенных. Авторы по­нимают, что могут вызвать определенное недовольство отдель­ных российских специалистов, посвятивших разработке этих про­блем свои научные изыскания. В связи с этим в первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, как А.И. Агеев, В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар и др.

Учитывая неразвитость в России рыночной экономики и пред­принимательства, следует воспроизвести те определения сущнос­ти предпринимателя, которые изложили в своих трудах россий­ские ученые в начале XX в. Так, А. Каминка считал, что «предпри­нимателем называется лиио, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финан­сирует его, руководит им и имеет главный мотив — получение при­были.

Другой дореволюционный российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяй­ственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответ­ственность всем своим достоянием». Как видно, А. Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внима­ние на несении им риска всем своим достоянием. Надо сказать, что это положение получило закрепление в части первой ГК. РФ. Но одновременно ученый считал, что лица, инвестировавшие свою соб­ственность в уставный фонд предприятия, «не несут никакой от­ветственности и рискуют потерять известную определенную сумму или иной определенный капитал» в случае несостоятельности (бан­кротства) предприятия.

Как известно, многие десятилетия предпринимательская де­ятельность в России запрещалась (кроме работы старателей и еди­ноличников), а учение о предпринимательстве было предано заб­вению. Правда, уже в 30-е гг. издавались труды известного американского предпринимателя Генри Форда, а в 1953 г. была опубликована интересная работа К. Рендола «Кредо свободного предпринимательства». Много экономических научных работ за­рубежных ученых появилось в 1970-х гг., а в последние 15 лет особенно активно издаются труды ученых, занимающихся про­блемами предпринимательства, что помогает шире заимствовать положительный опыт развития предпринимательства, а также из­бежать многих ошибок.

По мнению Ф. Хайека, предприниматель как хозяйствую­щий субъект характеризуется особым поведением, стремлени­ем обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек осо­бо подчеркивает, что в современных условиях предпринимате­ли действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и по­беждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает. Доста­точно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, «доля частных лиц, го­товых опробировать новые возможности (если это, как им пред­ставляется, сулит улучшение их положения и если им не меша­ет давление со стороны соплеменников), везде примерно оди­накова. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих «молодых» странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограниче­ний, налагаемых существующими обычаями и институтами».

Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности россий­ских предпринимателей. Следовательно, для развития предпри­нимательства необходимо изменить менталитет общества, сфор­мировать в стране соответствующую предпринимательскую ин­фраструктуру.

Ф. Хайек утверждал, что бизнес как сумма стихийных процес­сов значительно шире предпринимательства, равнозначного, по его мнению, любой другой рыночной профессии.