logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.

Как явствует из самого определения, малое предприниматель­ство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установлен­ных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыноч­ной экономики относятся к субъектам малого предприниматель­ства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибы­ли, дохода) и др.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следую­щие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах пер­вым критерием отнесения предприятий к малым является чис­ленность работающих.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЗСР), в которую входят экономически высоко­развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 чело­век как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринима­тельства понимаются коммерческие организации, в уставном ка­питале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъек­тами малого предпринимательства, не превышает 25% и в ко­торых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обо­собленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на по­следующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В РФ как по федеральному закону, так и по закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индиви­дуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающи­еся предпринимательской деятельностью без образования юри­дического лица.

КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА

Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в собственности имуще­ство и совместно осуществляющих производственную и иную хо­зяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним дееспособным гражданином. Членами фер­мерского хозяйства могут быть:

  1. супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяй­ства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по до­стижении ими возраста 16 лет;

  2. граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хо­зяйства. Максимальное количество таких граждан не может пре­вышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения, установленные п. 3 ст. 4 Федерального закона «О кресть­янском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ. Федеральный закон определяет правовые, экономические и соци­альные основы создания и деятельности крестьянских (фермер­ских) хозяйств. Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила граж­данского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных норматив­ных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить зе­мельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудова­ние, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим иму­ществом фермерского хозяйства, которое принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Члены фермерского хозяйства сообща владе­ют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Распоряже­ние имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интере­сах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он яв­ляется главой фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяй­ства признается индивидуальным предпринимателем.

Глава фермерского хозяйства:

Фермерское хозяйство в установленном после государственной регистрации порядке должно стать на учет в налоговом органе по месту расположения, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.

Фермерское хозяйство должно уплачивать в установленные сроки в необходимых размерах налоги и сборы, определенные налоговым законодательством РФ, имеет право переходить на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, переходить на уплату единого сельскохозяйствен­ного налога.

Глава фермерского хозяйства в установленном Банком России порядке имеет право открывать расчетный и другие счета в ком­мерческих банках, осуществлять сделки в соответствии с граждан­ским законодательством РФ.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по их взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходи­мости, а также ответственность за неисполнение установленных требований.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть до­ходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в де­нежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплат каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяется по соглашению между членами фермерского хозяй­ства.

Необходимые для создания и осуществления деятельности фер­мерского хозяйства земельные участки представляются и приоб­ретаются в соответствии с положениями гл. 4 Федерального зако­на «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному со­гласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства. Гражданин, вышед­ший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимо­сти своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязатель­ствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяй­ства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

В соответствии со ст. 21 указанного Закона фермерское хозяй­ство прекращается:

  1. в случае единогласного решения членов фермерского хозяй­ства о прекращении фермерского хозяйства;

  2. в случае если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятель­ность фермерского хозяйства;

  3. в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хо­зяйства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятель­ности (банкротстве)» с учетом положений ст. 217—223 Федераль­ного закона;

  4. в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарище­ства;

  5. на основании решения суда.

В РФ крестьянские (фермерские) хозяйства стали создаваться в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. № 3482 как юридические лица, которые вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г. На такие крестьянские (фермерские) хозяй­ства нормы Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, а также нормы иных нор­мативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность кресть­янских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона от 11 июня 2003 г., иных нормативных правовых актов РФ или существа пра­воотношения.

Критерии определения субъектов малого предпринимательства в Москве

В Законе г. Москвы «Об основах малого предприниматель­ства» установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов вла­сти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую де­ятельность в соответствии со следующими критериями:

• среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть:

в промышленности и строительстве — 100 человек и меньше;

в других отраслях сферы материального производст­ва — 100 человек и меньше;

в отраслях непроизводственной сферы — 60 человек и меньше. Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпри­нимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринима­тельства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы, однако невключение субъекта малого предпринимательства в реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральны­ми законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:

Реестр включает комплекты документов по обращениям субъек­тов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в ре­естр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах ма­лого предпринимательства и решениях, принятых по их заявле­ниям. Держателем реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы. Ведение реестра осуществляется в соответствии с Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы, утвер­жденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. № 367-РМ.