56. Сущность и структура бизнес-плана
Бизнес-план (БП) – план создания собственного бизнеса; план реализации нового проекта в условиях существующего бизнеса.
БП пишется для себя (менеджеров), инвесторов, партнеров по бизнесу.
Общие требования к подготовке БП:
1) По времени: на 1,3,5 лет (на 1-ый год с разбивкой по месяцам, на 3 года – с разбивкой по кварталам, на 5 – лет – с разбивкой по годам). На 1 год БП разрабатывается, если проект выходит на устойчивую прибыльность в середине 1 года, на 3 – года – выходит на прибыльность до конца второго года, на 5 лет – в случае венчурного проекта. Если проект не венчурный и не выходит на прибыльность до конца 2-ого года, необходимо использовать методику инвестиционного проектирования.
2) БП должен быть написан скорее языков маркетинга и финансов, чем техники и технологии.
3)БП должен быть подготовлен на основе реальной информации. Факты должны быть достоверными, а предположения – проверенными.
Технология разработки БП:
Последовательность работы над любым планом:
1. проблема 2. цель планирования 3. анализ среды 4. разрывы и задачи 5. альтернативы 6. оценка альтернатив 7. принятие планового решения 8. детализация плана.
При подготовке БП обычно создается команда, в которой с разной степенью загруженности работают специалисты по всем функциональным направления деятельности.
Анализ внешней среды косвенного воздействия проводится как исследование возможностей. Задачи анализа:
- выявление факторов, делающих невозможным реализацию проекта;
- определение тенденций изменения внешней среды (благоприятные/неблагоприятные).
Анализ проводится на качественном уровне, результат формулируется как да/нет.
Анализ оперативного окружения проводится как количественный анализ. Цель – сбор информации. Примеры: цены конкурентов, условия оплаты, цены поставщиков.
Схема разработки БП:
Продвижение технологии – совокупность конструкторской и технологической подготовки производства. Задача конструкторской подготовки – определение конечных параметров каждого вида продукции или услуг, которые продаем (размер, вес, состав материалов и т.п.).
Задача технологической подготовки – детализация способов производства товаров или оказания услуг. Технологическая подготовка включает определенную последовательность операций, режимов подготовки, последовательность переходов м/у операциями, технологические перерывы и т.п.
Исследование рынка
1) вторичное исследование – исследование вторичных (опубликованных) данных
Источники вторичной информации: статистические данные, официальные издания, общеэкономические и бизнес издания, отраслевые издания, опубликованные отчеты специализированных компаний, реклама, Интернет и др.
Вторичной информации почти всегда не хватает для подготовки БП. Причины: вторичные данные характеризуют рынки или товары, которые не совпадают с нашими; могут быть устаревшими; могут быть получены по неизвестной методике => не можем им доверять и др.
2)после проведения вторичного исследования необходимо провести первичное исследование.
Алгоритм:
1) определение круга информация, необходимой для подготовки информации, но не полученной в рамках вторичного исследования
2) определение целевой аудитории: лиц, среди которых будет проводится опрос
3) составление перечня вопросов (анкеты)
4) выбор метода проведения исследования: личное интервью, опрос по телефону, почтовый опрос, групповое интервью, Интернет-опрос и т.п.
5) проведение исследования
6) обработка информации
Структура бизнес-плана
1. Резюме
2. Формулировка бизнеса
3. Описание отрасли и фирмы
4. Цели и задачи проекта
5. Характеристика и описание товаров/услуг
6. Анализ рынка и конкуренции
7. План маркетинга
8. Производственный (операционный план)
9. Организационный план
10. Финансовый план
11. Анализ рисков
Характеристика резюме как раздела бизнес-плана
Инвестор может отказаться от участия в проекте, даже если проект прибыльный, а БП составлен грамотно в случае, если инвестора не устаивает: отрасль, регион, масштаб проекта, соотношение риск-доход, команда.
Поэтому соответствующую информацию инвестор должен получить на самых ранних этапах работы с БП => информация в резюме.
В резюме должно быть:
- краткая формулировка бизнеса с привязкой к отрасли и фирме
- краткая характеристика продаваемых товаров и услуг
- краткая характеристика потребителей и рынков
- указание на конкурентное преимущество
- дата начала финансирования, дата начала продаж
- финансовая информация: объем и формы инвестиций, объем продаж за период, прибыль за соответствующий период, показатели эффективности
Анализ отрасли в бизнес-плане
Анализ отрасли – как в стратегическом менеджменте:
При формировании стратегии, как правило, производится классический фундаментальный анализ отрасли, позволяющий исследовать макроэкономические факторы, влияющие, влияющие на состояние отрасли. К основным экономическим показателям отрасли, используемым в стратегическом анализе внешней среды, относятся:
- доля рынка и темпы роста
- уровень отраслевой конкуренции
- число конкурентов и их относительный размер
- преобладающая тенденция интеграции
- входные/выходные барьеры
- природа и темпы технологических изменений
- характеристики продуктов и потребителей
- масштабы экономии и "кривая опыта"
- возможность переработки отходов и потребность в ресурсах
- отраслевая рентабельность
Минимальная информация об отрасли – см. Анализ рынка.
Описание продукта (услуги) в бизнес-плане
- какие дополнительные потребности будут удовлетворены товаром-услугой
- отличительные особенности
- чем может быть защищен товар/технология: патент, секреты производства (ноу-хау), ТМ, авторские права.
- дата начала продаж
- возможности создания/вывода модификаций
- какие дополнительные услуги предоставляются (обычно)
Анализ рынка в бизнес-плане
1. Минимальная информация об отрасли:
- тенденции развития
- движущие силы развития отрасли
- сезонность
- входные барьеры – препятствия экономического, политического, правового и иного порядка, существующие для фирм, стремящихся войти в данную отрасль и не существующие для фирм, уже работающих в данной отрасли
Пример: экономический входной барьер:
наличие фактора экономии на масштабе
приверженность потребителей известным торговым маркам
- программы поддержки
2. Сегментация рынка – выделение целевого сегмента
- потенциал рынка (сегмента)
- доля рынка
- объем продаж
Обоснование объема продаж:
- по потенциалу, доле рынка
- по аналогии
- по загрузке производственных мощностей
- по затратам => анализ безубыточности
- по портфелю заказов (для действующей фирмы)
Анализ конкуренции как раздел бизнес-плана
1. ближайшие конкуренты – карты стратегических групп
2. плюсы и минусы товаров конкурирующих фирм по отношению к нашим товарам
3. плюсы и минусы фирм-конкурентов по отношению к нашей фирме
4. сравнительная характеристика конкурентоспособности:
Ключевые факторы успеха/Удельный вес/Мы/Конкурент1/Конкурент2
План маркетинга как раздел бизнес-плана
1. Каналы сбыта
Канал 0-го уровня: пр-ль – потребитель
Канал 1-го уровня: пр-ль – посредник - потребитель
Канал 2-го уровня: пр-ль – посредник 1 – посредник 2 - потребитель
Сегментация рынка: портрет потребителя (если он не безликий)
Затраты на функционирование канала.
2. Цены
Можно сделать калькуляцию, сравнить затратную цену с рыночной.
Цены верхнего (рыночная цена – цена, которую согласны заплатить покупатели) и нижнего (цена, включающая индивидуальные затраты пр-ля и нормальную прибыль средняя для отрасли в данный момент) предела.
При разработке БП необходимо оценить нижний предел цены и сравнить его с рыночной ценой. Если нижний предел цены окажется больше рыночной цены, есть 2 пути: снизить затраты, не участвовать в этом бизнесе. Если нижний предел цены меньше рыночной цены, фирма имеет возможность строить собственную ценовую политику.
Варианты ценовой политики:
- цена проникновения – цена, сознательно устанавливаемая ниже рыночных цен
- цены престижа
- ценообразование с учетом цен конкурентов:
на уровне цен конкурентов
чуть выше цен конкурентов
Таблица Соотношение цена/качество
3. Стимулирование продаж
- методы проталкивания
- методы вытягивания
4. Рекламная политика
- определяем все возможные способы рекламы
- определяем целевую группу и поведенческие характеристики целевой группы
- из всех возможных способов рекламы выбираем наиболее коммуникативные для данной целевой группы
- выбираем наиболее эффективные способы
- определяем ограничения по затратам на рекламу
- разработка плана мероприятий в рамках данных ограничений
- разработка бюджета
5. Дополнительные услуги.
Производственный план как раздел бизнес-плана
0. Совокупность бизнес-процессов
1. Помещения: офисные, производственные, складские, для транспорта.
Технические требования, плюсы и минусы месторасположения.
Финансовая информация – помещение: построено, куплено, передано в качества вклада в УК => балансовая стоимость, нормы амортизации; аренда (арендодатель, условия аренды).
2. Оборудование: офисное, производственное, складское, торговое, транспортное и т.д.
Оборудование: куплено, создано, передано в виде вклада в УК, аренда/лизинг.
Разделить на группы =>балансовая стоимость, норма амортизация/арендодатель, условия аренды.
3. Материалы:
№ Наименование Поставщик Цена Условия поставки
Прямые затраты: Удельные нормы расхода Удельные затраты
Накладные расходы: расход за период времени (месяц, квартал, год)
Организационный план как раздел бизнес-плана
1. Информация о предпринимателе: ФИО, пол, возраст, семейное положение, образование, опыт работы
2. Организационно-правовая форма
3. Организационная структура
4. Ключевые специалисты
5. Характеристика персонала: профессия, квалификация, количество.
6. Оплата труда
7. План-график реализации проекта: диаграмма Ганта (от начала работы до начала продаж)
Финансовый план
См. вопрос № 57.
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.