logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

56. Сущность и структура бизнес-плана

Бизнес-план (БП) – план создания собственного бизнеса; план реализации нового проекта в условиях существующего бизнеса.

БП пишется для себя (менеджеров), инвесторов, партнеров по бизнесу.

Общие требования к подготовке БП:

1) По времени: на 1,3,5 лет (на 1-ый год с разбивкой по месяцам, на 3 года – с разбивкой по кварталам, на 5 – лет – с разбивкой по годам). На 1 год БП разрабатывается, если проект выходит на устойчивую прибыльность в середине 1 года, на 3 – года – выходит на прибыльность до конца второго года, на 5 лет – в случае венчурного проекта. Если проект не венчурный и не выходит на прибыльность до конца 2-ого года, необходимо использовать методику инвестиционного проектирования.

2) БП должен быть написан скорее языков маркетинга и финансов, чем техники и технологии.

3)БП должен быть подготовлен на основе реальной информации. Факты должны быть достоверными, а предположения – проверенными.

Технология разработки БП:

Последовательность работы над любым планом:

1. проблема 2. цель планирования 3. анализ среды 4. разрывы и задачи 5. альтернативы 6. оценка альтернатив 7. принятие планового решения 8. детализация плана.

При подготовке БП обычно создается команда, в которой с разной степенью загруженности работают специалисты по всем функциональным направления деятельности.

Анализ внешней среды косвенного воздействия проводится как исследование возможностей. Задачи анализа:

- выявление факторов, делающих невозможным реализацию проекта;

- определение тенденций изменения внешней среды (благоприятные/неблагоприятные).

Анализ проводится на качественном уровне, результат формулируется как да/нет.

Анализ оперативного окружения проводится как количественный анализ. Цель – сбор информации. Примеры: цены конкурентов, условия оплаты, цены поставщиков.

Схема разработки БП:

Продвижение технологии – совокупность конструкторской и технологической подготовки производства. Задача конструкторской подготовки – определение конечных параметров каждого вида продукции или услуг, которые продаем (размер, вес, состав материалов и т.п.).

Задача технологической подготовки – детализация способов производства товаров или оказания услуг. Технологическая подготовка включает определенную последовательность операций, режимов подготовки, последовательность переходов м/у операциями, технологические перерывы и т.п.

Исследование рынка

1) вторичное исследование – исследование вторичных (опубликованных) данных

Источники вторичной информации: статистические данные, официальные издания, общеэкономические и бизнес издания, отраслевые издания, опубликованные отчеты специализированных компаний, реклама, Интернет и др.

Вторичной информации почти всегда не хватает для подготовки БП. Причины: вторичные данные характеризуют рынки или товары, которые не совпадают с нашими; могут быть устаревшими; могут быть получены по неизвестной методике => не можем им доверять и др.

2)после проведения вторичного исследования необходимо провести первичное исследование.

Алгоритм:

1) определение круга информация, необходимой для подготовки информации, но не полученной в рамках вторичного исследования

2) определение целевой аудитории: лиц, среди которых будет проводится опрос

3) составление перечня вопросов (анкеты)

4) выбор метода проведения исследования: личное интервью, опрос по телефону, почтовый опрос, групповое интервью, Интернет-опрос и т.п.

5) проведение исследования

6) обработка информации

Структура бизнес-плана

1. Резюме

2. Формулировка бизнеса

3. Описание отрасли и фирмы

4. Цели и задачи проекта

5. Характеристика и описание товаров/услуг

6. Анализ рынка и конкуренции

7. План маркетинга

8. Производственный (операционный план)

9. Организационный план

10. Финансовый план

11. Анализ рисков

Характеристика резюме как раздела бизнес-плана

Инвестор может отказаться от участия в проекте, даже если проект прибыльный, а БП составлен грамотно в случае, если инвестора не устаивает: отрасль, регион, масштаб проекта, соотношение риск-доход, команда.

Поэтому соответствующую информацию инвестор должен получить на самых ранних этапах работы с БП => информация в резюме.

В резюме должно быть:

- краткая формулировка бизнеса с привязкой к отрасли и фирме

- краткая характеристика продаваемых товаров и услуг

- краткая характеристика потребителей и рынков

- указание на конкурентное преимущество

- дата начала финансирования, дата начала продаж

- финансовая информация: объем и формы инвестиций, объем продаж за период, прибыль за соответствующий период, показатели эффективности

Анализ отрасли в бизнес-плане

Анализ отрасли – как в стратегическом менеджменте:

При формировании стратегии, как правило, производится классический фундаментальный анализ отрасли, позволяющий исследовать макроэкономические факторы, влияющие, влияющие на состояние отрасли. К основным экономическим показателям отрасли, используемым в стратегическом анализе внешней среды, относятся:

- доля рынка и темпы роста

- уровень отраслевой конкуренции

- число конкурентов и их относительный размер

- преобладающая тенденция интеграции

- входные/выходные барьеры

- природа и темпы технологических изменений

- характеристики продуктов и потребителей

- масштабы экономии и "кривая опыта"

- возможность переработки отходов и потребность в ресурсах

- отраслевая рентабельность

Минимальная информация об отрасли – см. Анализ рынка.

Описание продукта (услуги) в бизнес-плане

- какие дополнительные потребности будут удовлетворены товаром-услугой

- отличительные особенности

- чем может быть защищен товар/технология: патент, секреты производства (ноу-хау), ТМ, авторские права.

- дата начала продаж

- возможности создания/вывода модификаций

- какие дополнительные услуги предоставляются (обычно)

Анализ рынка в бизнес-плане

1. Минимальная информация об отрасли:

- тенденции развития

- движущие силы развития отрасли

- сезонность

- входные барьеры – препятствия экономического, политического, правового и иного порядка, существующие для фирм, стремящихся войти в данную отрасль и не существующие для фирм, уже работающих в данной отрасли

Пример: экономический входной барьер:

наличие фактора экономии на масштабе

приверженность потребителей известным торговым маркам

- программы поддержки

2. Сегментация рынка – выделение целевого сегмента

- потенциал рынка (сегмента)

- доля рынка

- объем продаж

Обоснование объема продаж:

- по потенциалу, доле рынка

- по аналогии

- по загрузке производственных мощностей

- по затратам => анализ безубыточности

- по портфелю заказов (для действующей фирмы)

Анализ конкуренции как раздел бизнес-плана

1. ближайшие конкуренты – карты стратегических групп

2. плюсы и минусы товаров конкурирующих фирм по отношению к нашим товарам

3. плюсы и минусы фирм-конкурентов по отношению к нашей фирме

4. сравнительная характеристика конкурентоспособности:

Ключевые факторы успеха/Удельный вес/Мы/Конкурент1/Конкурент2

План маркетинга как раздел бизнес-плана

1. Каналы сбыта

Канал 0-го уровня: пр-ль – потребитель

Канал 1-го уровня: пр-ль – посредник - потребитель

Канал 2-го уровня: пр-ль – посредник 1 – посредник 2 - потребитель

Сегментация рынка: портрет потребителя (если он не безликий)

Затраты на функционирование канала.

2. Цены

Можно сделать калькуляцию, сравнить затратную цену с рыночной.

Цены верхнего (рыночная цена – цена, которую согласны заплатить покупатели) и нижнего (цена, включающая индивидуальные затраты пр-ля и нормальную прибыль  средняя для отрасли в данный момент) предела.

При разработке БП необходимо оценить нижний предел цены и сравнить его с рыночной ценой. Если нижний предел цены окажется больше рыночной цены, есть 2 пути: снизить затраты, не участвовать в этом бизнесе. Если нижний предел цены меньше рыночной цены, фирма имеет возможность строить собственную ценовую политику.

Варианты ценовой политики:

- цена проникновения – цена, сознательно устанавливаемая ниже рыночных цен

- цены престижа

- ценообразование с учетом цен конкурентов:

на уровне цен конкурентов

 чуть выше цен конкурентов

Таблица Соотношение цена/качество

3. Стимулирование продаж

- методы проталкивания

- методы вытягивания

4. Рекламная политика

- определяем все возможные способы рекламы

- определяем целевую группу и поведенческие характеристики целевой группы

- из всех возможных способов рекламы выбираем наиболее коммуникативные для данной целевой группы

- выбираем наиболее эффективные способы

- определяем ограничения по затратам на рекламу

- разработка плана мероприятий в рамках данных ограничений

- разработка бюджета

5. Дополнительные услуги.

Производственный план как раздел бизнес-плана

0. Совокупность бизнес-процессов

1. Помещения: офисные, производственные, складские, для транспорта.

Технические требования, плюсы и минусы месторасположения.

Финансовая информация – помещение: построено, куплено, передано в качества вклада в УК => балансовая стоимость, нормы амортизации; аренда (арендодатель, условия аренды).

2. Оборудование: офисное, производственное, складское, торговое, транспортное и т.д.

Оборудование: куплено, создано, передано в виде вклада в УК, аренда/лизинг.

Разделить на группы =>балансовая стоимость, норма амортизация/арендодатель, условия аренды.

3. Материалы:

№ Наименование Поставщик Цена Условия поставки

Прямые затраты: Удельные нормы расхода Удельные затраты

Накладные расходы: расход за период времени (месяц, квартал, год)

Организационный план как раздел бизнес-плана

1. Информация о предпринимателе: ФИО, пол, возраст, семейное положение, образование, опыт работы

2. Организационно-правовая форма

3. Организационная структура

4. Ключевые специалисты

5. Характеристика персонала: профессия, квалификация, количество.

6. Оплата труда

7. План-график реализации проекта: диаграмма Ганта (от начала работы до начала продаж)

Финансовый план

См. вопрос № 57.