logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предприниматель­ство играет большую роль в экономике любых стран, даже раз­витых, так как ему свойственны определенные преимущества.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого пред­принимательства в Российской Федерации» направлен на реали­зацию установленного Конституцией РФ права граждан на сво­бодное использование своих способностей и имущества для осу­ществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом, хозяйственной деятельности. Этим положением уста­новлена экономическая и социальная роль малого бизнеса.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития ма­лого предпринимательства, можно указать на следующие преиму­щества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относитель­но невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума • реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низ­кая потребность в первоначальном капитале и способность быс­тро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высо­кая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными кон­курентными преимуществами, часто требуют меньше капитало­вложений в расчете на одного работника по сравнению с круп­ными предприятиями, широко используют местные материаль­ные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбереже­ниям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого пред­принимательства лучше знают уровень спроса на местных (ло­кальных) рынках, часто товары производят по заказу конкрет­ных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и рас­пространению практических знаний. Малые и средние предпри­ятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свой­ственны и определенные недостатки, среди которых следует вы­делить самые существенные: более высок уровень риска, поэто­му высока степень неустойчивости положения на рынке; зави­симость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствитель­ность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заим­ствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недо­статки и неудачи в деятельности субъектов малого предприни­мательства определяются как внутренними, так и внешними при­чинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с от­сутствием опыта управления или профессиональной некомпетент­ностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде предпринимателей — участников малого бизнеса США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запу­щенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; ка­тастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взрос­ления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, при­носят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизне­се, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалифи­кация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а пред­принимательская команда, которая состоит из двух, трех или че­тырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фир­му, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кри­зисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих обще­ственных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые запад­ные специалисты рассматривают малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испыта­ния методов и принципов предпринимательства будущего.