logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

106. Сущность и управление качеством продукции.

Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Обобщающие показатели качества продукции характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения (объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы, величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества).

Единичные и комплексные показатели качества применяются для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции.

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

* показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации продукции и обусловливающие область ее применения;

* показатели надежности и долговечности в конкретных условиях использования;

* показатели технологичности, характеризующие высокую степень производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

* показатели стандартизации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий;

* эргономические показатели, учитывающие комплекс психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

* эстетические показатели, характеризующие оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие стилю и т. п.;

* патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;

* экономические показатели, отражающие затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции, а также их экономическую эффективность.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Основные функции управления качеством:

* планирование повышения качества продукции;

* обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции;

* контроль качества и испытания продукции;

* профилактика брака в производстве;

* внутрипроизводственная аттестация продукции, процессов, рабочих мест, и др.;

* сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

* учет и отчетность по качеству продукции; и т.п.