90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
Существуют особые правила планирования деятельности предприятия, которые касаются порядка организации плановых работ, особых приемов (методов) и схем планирования. Различают четыре основных этапа плановой работы на предприятии:
1) анализ ситуации на рынке (в регионе, отрасли, сфере деятельности);
2) анализ текущей и перспективной позиции предприятия (подразделения);
3) собственно планирование;
4) контроль за выполнением плана.
Анализ ситуации на рынке. Как отмечал в своих работах Н.Д, Кондратьев, важнейший элемент плановой работы — анализ ситуации на рынке. Он проводится на основе экспертных оценок, подтвержденных кратким статистическим анализом, цель которого — выявить основные рыночные тенденции за время, предшествующее планируемому. Исследуемый период должен превышать планируемое время или, как минимум, соответствовать ему.
Ситуационный анализ включает в себя следующие разделы:
• региональный экономический анализ (динамика региона, рынка);
• анализ основных отраслей и групп населения в регионе, имеющейся и целевой клиентуры;
• анализ конкурентной среды — диагностика основных конкурентов (доля на рынке, области и методы конкуренции);
• анализ направлений технического развития;
• оценка перспектив сотрудничества с федеральными и местными органами исполнительной власти.
В результате аналитической работы составляются прогнозы, касающиеся положения предприятия на рынке, а именно:
экономические прогнозы — носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (перспективное развитие экономики в целом или рынка отдельных товаров);
прогнозы развития технологии — ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологии;
прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров (структура, степень расширения, изменение вкусов потребителей и пр.);
социальные прогнозы — исследуют отношение людей к тем или иным общественным явлениям.
Анализ позиции предприятия. Анализ предполагает оценку:
положения предприятия на местном рынке;
технической обеспеченности;
развития сети учреждений предприятия;
инфраструктуры предприятия;
кадровых ресурсов.
На основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места предприятия на рынке, анализа технического и кадрового потенциала формулируются рыночные (внешние) и внутренние задачи (цели) предприятия на предстоящий плановый период.
Постановка целей предприятия неразрывно связана с планированием его деятельности. Без четких, реально достижимых целей предприятие обречено на провал, так как незнание направления движения фирмы, невозможность контроля за промежуточными результатами, отсутствие плана действий не позволяют предприятию развиваться. Если установить цель, которая превышает возможности предприятия, можно понести существенные потери и убытки. Все средства и ресурсы, направленные на достижение такой цели, можно полностью потерять, не достигнув при этом никакого положительного результата.
К рыночным задачам относятся:
усиление или сохранение позиций на местном рынке, достижение к концу планового периода конкретных объемов производства, формирование универсального конкурентного спектра продукции и услуг, создание имиджа лидера и пр.
Ко внутренним целям относятся: достижение контрольных показателей деятельности предприятия (финансовых, структурных, качественных), поддержание определенного уровня ликвидности (оптимальные уровни доходности и риска), реструктуризация активов и пассивов, развитие внутренних ресурсов предприятия (персонал, материально-техническое и программно-информационное обеспечение, совершенствование сети филиалов и пр.).
Собственно планирование. Планирование деятельности предприятия должно осуществляться по принципу оптимального использования ресурсов. В случае перевыполнения или недовыполнения плана решение о привлечении и использовании ресурсов следует принимать в соответствии с утвержденными руководством структурными показателями деятельности предприятия.
Порядок планирования, перечень видов планов в целом по предприятию и их структура устанавливаются руководством предприятия в обязательных для выполнения нормативных актах. Порядок планирования деятельности отдельных подразделений предприятия определяется непосредственно плановым отделом предприятия.
Планы, разработанные плановым отделом, становятся обязательными для выполнения всеми подразделениями предприятия после утверждения их руководством (дирекцией) предприятия, за исключением планов, отнесенных к компетенции его плановых служб.
Контроль за выполнением плана. Контроль, являясь продолжением планирования, сопровождает процесс выполнения планов. Контроль предполагает учет фактических показателей (результатов выполнения решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности, проверку исходных предпосылок, а также методической и содержательной согласованности планового процесса.
Контроль включает также анализ возможных отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют принятие новых решений, которые, в свою очередь, инициируют проведение корректирующих мероприятий. Таким образом обеспечивается долгосрочный обучающий эффект.
Главный смысл контроля — создать гарантии для выполнения планов и повысить эффективность управления.
Плановый отдел контролирует выполнение планов по предприятию в целом, и плановое бюро подразделений — по подразделениям предприятия. Контроль осуществляется в предусмотренные планами сроки (конечные и промежуточные).
Контроль неразрывно связан с материальной и административной ответственностью руководителей подразделений за выполнение установленных плановых заданий.
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.