logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

32. Прекращение предпринимательских организаций.

Прекращение предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, Законами об отдельных видах юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Реорганизация представляет собой изменение юридического лица, при котором все права и обязанности или их часть переходят к другому юридическому лицу, образованному в процессе реоргани­зации. Вновь организованной фирме (предприятию) в результате реорганизации переходят соответствующие права и обязанности ранее существующей организации (организаций). Реорганизация осуще­ствляется в соответствии с ГК РФ и другими федеральными зако­нами, регулирующими отдельные виды коммерческой деятельности. Решение о реорганизации юридического лица принимают его уч­редители (участники) либо орган юридического лица, уполномо­ченный на осуществление этой процедуры учредительными доку­ментами. Такая реорганизация считается добровольной. Принуди­тельная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или по ре­шению суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исклю­чением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реоргани­зованным с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенно­го юридического лица.

Реорганизация юридического лица в соответствии со ст. 57 ГК РФ осуществляется в следующих формах: слияние, присое­динение, разделение, выделение, преобразование.

Слиянием организации признается возникновение новой орга­низации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или не­скольких организаций с прекращением деятельности последних. При слиянии организаций все права и обязанности каждой из них пере­ходят к вновь возникшей организации в соответствии с передаточ­ным актом. Организации, участвующие в слиянии, заключают до­говор о слиянии, в котором определяются его порядок и условия. Вновь образованная путем слияния организация должна в установ­ленном порядке пройти государственную регистрацию и встать на учет в налоговом органе по месту нахождения новой организации.

Присоединением организации признается прекращение деятель­ности одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации в соответствии с пере­даточным актом. Присоединяемая организация и организация, к которой осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении, в котором определяются порядок и условия при­соединения.

Разделением организации признается прекращение деятель­ности организации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь со­здаваемым организациям в соответствии с разделительным ба­лансом. Вновь созданные организации обязаны в установленном порядке осуществить государственную регистрацию и встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения.

Выделением организации признается создание одной или не­скольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения деятельности пос­ледней. При выделении из состава организации одной или не­скольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной в форме выделения организации в соответствии с разделительным балансом.

Организация в соответствии с требованиями, установленны­ми ГК РФ, федеральными законами, может преобразоваться в коммерческую организацию иной организационно-правовой формы. Так, АО может преобразоваться в установленном поряд­ке в общество с ограниченной ответственностью или в произ­водственный кооператив. Полное товарищество может быть пре­образовано в хозяйственное общество. При выбытии из товари­щества на вере всех вкладчиков полные товарищи имеют право преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Об­щество с ограниченной ответственностью вправе преобразовать­ся в АО или в производственный кооператив. Производствен­ный кооператив в установленном порядке по единогласному ре­шению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество. При преобразовании юридическо­го лица одного вида в юридическое лицо другого вида (измене­ние организационно-правовой формы) к вновь возникшему юри­дическому лицу переходят права и обязанности реорганизован­ного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При реорганизации юридических лиц передаточный акт и раз­делительный баланс утверждаются общим собранием учредителей (участников) организации или органом, принявшим решение о ре­организации, и представляются вместе с учредительными докумен­тами для государственной регистрации вновь возникших юриди­ческих лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление передаточ­ного акта или ликвидационного баланса, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реоргани­зованного юридического лица влекут отказ в государственной ре­гистрации вновь возникших юридических лиц. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о право­преемстве по всем обязательствам реорганизованного юридичес­кого лица в отношении всех кредиторов и документов, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Учредители (участни­ки) юридического лица или его орган, принявшие решение о ре­организации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Возникшая в результате реорганизации организация-налого­плательщик обязана встать на учет в налоговом органе в течение 10 дней после ее государственной перерегистрации. Для этого не­обходимо подать заявление по установленной форме, предста­вить заверенные копии учредительных и иных документов, не­обходимых для государственной регистрации, других докумен­тов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ создание организации.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке право­преемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  1. по решению его учредителей (участников) либо органа юриди­ческого лица, уполномоченного на то учредительными документами;

  2. в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо;

  3. в связи с достижением цели, ради которой было создано юриди­ческое лицо;

  4. в случае признания судом недействительной регистрации юриди­ческого лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустра­нимый характер;

  5. по решению суда в случае осуществления деятельности без над­лежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещен­ной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми актами;

  6. вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, ука­занным в п. 1—5, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие реше­ние о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регист­рацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную реги­страцию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предприятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического, лица, публика­цию о его ликвидации о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, которые не могут быть менее 2 месяцев с момента публи­кации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кредиторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о со­ставе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Промежуточ­ный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшими решение о ликвидации пред­приятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед кото­рыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причине­ние вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским дого­ворам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обя­зательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого пред­приятия;

в четвертую — погашается задолженность по обязательным пла­тежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлет­ворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам тре­бований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено за­коном. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обяза­тельственные права в отношении этого предприятия.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвиди­ровано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкротом).