logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.

Корпоративная (организационная) культура - это комплекс разделяемых членами компании мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании в большей степени, чем выпускаемая ею продукция.

Содержание корпоративной культуры вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Она может быть сильной (поддерживаться всеми сотрудниками) и слабой.

Содержание корпоративной культуры

1. Организационные ценности — основные философские положения и идеи.

Особо важные организационные ценности часто принимают форму целей корпорации и ее миссии и таким образом непосредственно связаны со стратегией компании, определяя ближайшие и перспективные планы деятельности. Главные ценности той или иной компании выражаются в лаконичном лозунге или индивидуальном девизе фирмы.

2. Знаково-символическая составляющая — форма, через которую осуществляется производство и воспроизведение культуры, ее постоянное функционирование. К формам знаково-символической системы относятся ритуалы, церемонии, стиль одежды, знаки отличия статуса и др.

3. Культурная сеть — скрытая иерархия власти. Культурная сеть служит для эффективного обмена информацией, позволяет наилучшим образом совместить официальные информационные каналы и скрытые, неформальные коммуникативные структуры.

Классическая типология, в которой в качестве критерия используются:

А) Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью, относительно малым риском. Успех дела зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в их поиске. Успех измеряется объемом сбыта, а не величиной риска.

Б) Спекулятивная культура (культура выгодных сделок) характеризуется быстрой обратной связью, финансовым риском средней и высокой степени. Данный тип культуры встречается там, где заключаются сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем.

В) Административная культура характеризуется низкой степенью риска и медленной обратной связью. Эта культура проявляется на предприятиях общественного обслуживания, в хорошо налаженных и защищенных отраслях, крупных административных фирмах, частично— в банках и системе страхования.

Г) Инвестиционная культура проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, строительстве, частично — в армии. Этот тип культуры характеризуется явно выраженной ориентацией на будущее: в условиях высокой степени риска делаются крупные капиталовложения.