91. Организация работ по охране труда на предприятии
СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА
Организация работы в сфере обеспечения безопасности производственной деятельности заключается в выборе и формировании такой структуры управления ОТ на предприятии, которая наилучшим образом соответствовала бы главной своей задаче — созданию безопасных и здоровых условий труда для работающего персонала.
Согласно ст. 217 «Служба охраны труда в организации» ТК РФ «в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду».
Служба ОТ предприятия (далее — Служба) формируется в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда предприятия, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14.
Эффективность работы Службы зависит от правильной ее организации — четкой регламентации обязанностей и прав всех звеньев и должностных лиц в этой области.
На предприятии разрабатывается «Положение об организации работ по охране труда», которое устанавливает взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права подразделений и должностных лиц в системе управления ОТ.
Служба подчиняется непосредственно руководителю предприятия (или одному из его заместителей).
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения предприятия, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.
На должность специалиста по ОТ назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо в других должностях, занимаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по ОТ.
На предприятии с численностью 100 работников и менее решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данного предприятия.
При отсутствии на предприятии Службы (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Работы на договорной основе с организациями или физическими лицами рекомендуется оформлять и применять в срответ-ствии с письмом Минтруда РФ от 16.11.94 г. № 2207-КБ.
Основные задачи Службы: . • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований ОТ;
• контроль за соблюдением работниками законов (иных нормативных правовых актов) об ОТ, коллективного договора, соглашения по ОТ и других локальных нормативных правовых актов организации;
• организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
• информирование и консультирование работников предприятия, включая руководителя по вопросам ОТ;
• изучение и распространение передового опыта по ОТ и технике безопасности, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие (основные) функции: , .
• учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
. оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
• организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по ОТ и контроль за их проведением;
• проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарнотехни-ческих устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
• участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;
» согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований ОТ;
• разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и ОТ, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
• организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. 227—231 ТК. РФ, а также с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.03.99 г. № 279; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;
• разработка программ обучения по ОТ работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
• организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований ОТ;
• оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по ОТ, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);
• осуществление контроля за:
— соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об ОТ РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по ОТ, других локальных нормативных правовых актов организации;
— обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
— соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и ОТ, разделом коллективного договора, касающимся вопросов ОТ, соглашением по ОТ, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
— наличием в подразделениях инструкций по ОТ для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по ОТ, своевременным их пересмотром;
— проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по ОТ;
— своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
— своевременным проведением обучения по ОТ, проверки знаний требований ОТ и всех видов инструктажа по ОТ;
- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
— организацией рабочих мест в соответствии с требованиями ОТ;
• — своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
— использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
Работники Службы имеют право:
• в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам ОТ;
• предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований ОТ и контролировать их выполнение;
• требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по ОТ, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об ОТ;
• направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования ОТ;
• привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и ОТ;
• представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и ОТ;
• представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов ОТ.
Управление ОТ в организации, осуществляющей производственную деятельность, схематично представлено на рис. 2.
Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
Для осуществления ряда функций Службы (проведения обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по ОТ, оснащенного необходимой нормативной, правовой и справочной литературой по охране труда.
Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований ОТ.
Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.01 г. № 10.
Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.
КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В соответствии со ст. 218 «Комитеты (комиссии) по охране труда» ТК РФ «в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа».
На каждом предприятии с численностью работников более 10 человек должен быть создан и действовать совместный комитет (комиссия) по ОТ, который является составной частью системы управления ОТ на предприятии.
Персональные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по ОТ определены в Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях с численностью работников более 10 человек, которые разработаны и утверждены постановлением Минтруда РФ от 12.10.94 г. № 64.
Совместный комитет призван обеспечить функционирование системы организационно-профилактической работы, цель — сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Система включает в себя правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Комитет формируется на паритетной основе из представителей работодателя, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, что создает основу для совместного сотрудничества в деле решения поставленных перед комитетом задач.
Выдвижение в комитет представителей работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия, представители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.
ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Согласно ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда» ТК РФ «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим».;
Обучение по ОТ — одно из направлении профилактической работы по ОТ. Наличие квалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производственном предприятии.
Обучение рабочих и проверка знаний по ОТ осуществляются в соответствии с ГОСТом 12.0.004—90 «Система безопасности стандартов труда».
Для проверки знаний приказом руководителя предприятия создается специальная комиссия, в состав которой включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по ОТ, а также представители соответствующего выборного профсоюзного органа.
Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается подписанное председателем комиссии удостоверение, заверенное печатью.
Обучение и проверка знаний работников, обслуживающих оборудование повышенной опасности (крановщики, сварщики и др.), проводятся в органах Госгортехнадзора.
Система обучения и проверки знаний по ОТ на предприятии охватывает все категории работников: рабочих обучают и инструктируют мастера, мастеров — начальники цехов, начальников цехов обучает и инструктирует центральная комиссия предприятия. Центральная комиссия, включающая руководителей и главных специалистов предприятия, должна обучаться и аттестоваться каждые 3 года в специальных учебных центрах, имеющих лицензию органов государственного управления ОТ субъектов РФ от имени Минтруда РФ.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по ОТ и технике безопасности, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Инструктаж по ОТ является сокращенной формой обучения персонала для конкретных условий труда, технологических операций и оборудования. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж разделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.
Вводный инструктаж проводит инженер по ОТ или специально уполномоченное лицо со всеми принимаемыми на работу лицами независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Программа инструктажа разрабатывается с учетом требований стандартов для каждого конкретного предприятия и утверждается руководителем или его заместителем, ответственным за ОТ и технику безопасности на предприятии.
В программе должны быть отражены общие сведения о предприятии, основы законодательства о труде, правила внутреннего трудового распорядка, основные опасные и вредные факторы предприятия, основные методы и средства защиты и-предупреж-дения несчастных случаев, правила передвижения по территории и правила поведения, связанные с движением внутризаводского транспорта и грузоподъемных средств, правила и нормы производственной санитарии и пожарной безопасности, средства индивидуальной защиты от опасностей и вредностей и первая помощь пострадавшим. Вводный инструктаж фиксируется в журнале и подписывается лицом, проводившим его, и вновь принимаемым на работу лицом.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (начальник цеха, участка, мастер) со всеми лицами, вновь принятыми на предприятие, переведенными из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами,, прибывшими на производственное обучение или практику, а также со строителями, монтажниками, наладчиками и другими работниками сторонних организаций, выполняющими строительно-монтажные и другие работы на территории действующего предприятия.
Программа первичного инструктажа, утвержденная руководителем или его заместителем, ответственным за охрану труда и технику безопасности на предприятии, должна содержать:
• общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном производственном участке. Основные опасные и вредные производственные факторы;
• понятие о безопасной организации и содержании рабочего места;
• сведения об устройстве станка (машины, механизма, прибора), опасных зонах оборудования, предохранительных приспособлениях и ограждениях, системах блокировки и сигнализации;
• порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления, ограждений и других средств защиты);
• перечень безопасных приемов и методов работы; действий при возникновении опасной ситуации;
. сведения о средствах индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правилах Пользования ими;
• схему безопасного передвижения работающих по территории цеха;
»' сведения о внутрицеховых транспортных и грузоподъемных средствах и механизмах; требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов;
• перечень мер предупреждения пожаров, обязанностей при возникновении пожара, способов применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, сведения о местах их расположения.
После первичного инструктажа и проверки знаний рабочие в течение 2—14 рабочих смен выполняют работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется их допуск к самостоятельной работе, который фиксируют датой и подписью инструктирующего и инструктированного в журнале (личной карточке) инструктажа на рабочем месте.
Повторный инструктаж проводят со всеми работающими независимо от квалификации, образования или стажа работы не реже чем один раз в 6 месяцев — с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по безопасности индивидуально или с группой рабочих одной профессии по программе инструктажа на рабочем месте также с записью в журнале под роспись.
Внеплановый инструктаж: проводят при изменении правил безопасности, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений, инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, изменяющих условия труда и влияющих на безопасность работ. Такой инструктаж может быть проведен по приказу о результатах расследования несчастных случаев, аварий и по результатам проверки состояния безопасности контролирующими органами.
Внеплановый инструктаж обязателен также в случаях перерыва в работе на 60 дней и более, а при выполнении работ повышенной опасности — на 30 дней.
Текущий инструктаж с оформлением нарядов-допусков проводят перед началом смены с персоналом, выполняющим работы повышенной опасности, к которым относятся работы в колодцах, тоннелях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бункерах, коллекторах, шахтах и камерах; ремонт стационарных и переносных ацетиленовых генераторов; очистка воздуховодов компрессорных установок; монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъемных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов без специальных подъемных кранов; монтаж и демонтаж оборудования массой более 500 кг; производство разовых особо сложных технологических операций (формовка и отливка крупногабаритных деталей, обработка их на станках и т.д.); гидравлические и пневматические испытания сосудов и изделий, работающих под давлением; получение и транспортирование внутри предприятия баллонов со сжатыми газами, кислот, щелочей и других опасных продуктов; земляные работы в зоне расположения электрических сетей; работы на высоте более 1,5 м с применением приспособлений; работы на крыше и др.
Текущий инструктаж, проводящийся перед.сменой и имеющий целью ознакомить рабочих с изменениями на рабочих местах за межсменный период, не требует письменного оформления..
КЛАССИФИКАЦИЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Работа на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда для работающих, а также по разработке и выполнению мероприятий ОТ проводится на основе тщательного и всестороннего анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работ (ГОСТ 12.0002—80 «ССБТ. Термины ^определения»).
Отравление профессиональное — это нарушение здоровья человека в результате непродолжительного действия вредных веществ в процессе работы на дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.
Опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002—80).
Профессиональное заболевание — это заболевание, в возникновении которого решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса (Руководство Р 2.2.755.99 Минздрава России).
В соответствии с Инструкцией о порядке извещения, расследования, регистрации и учета профессиональных заболеваний последние разделяются наследующие виды:
острое профессиональное заболевание — возникшее после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов (например, работа с вредными химическими веществами без использования средств индивидуальной защиты);
хроническое профессиональное заболевание — возникшее после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, вибрации и др.).
Причины производственного травматизма разделяются на следующие группы,
организационные причины: отсутствие или некачественное проведение инструктажа и обучения; отсутствие инструкций по ОТ; недостаточный контроль за выполнением правил ОТ; нарушение правил эксплуатации оборудования; недостатки содержания территории, проездов, проходов; нарушение технологического регламента; неудовлетворительная организация и содержание рабочих мест; нарушение правил безопасности движения и.технической эксплуатации транспорта;
технические причины: несоответствие требованиям норм технологического оборудования и подъемно-транспортных механизмов, технологической оснастки и ручного инструмента; неправильный выбор оборудования, оснастки, транспортных средств, методов обработки, сборки и транспортирования; несоблюдение сроков планово-предупредительного ремонта, неисправность технологического оборудования, оснастки, подъемно-транспортных устройств, ручного механизированного инструмента; несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств блокировки и сигнализации; проявление неизвестных ранее опасных свойств и качеств обрабатываемых материалов и др.;
санитарно-гигиенические причины: неблагоприятные метеорологические условия производственной среды; повышенная концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны; неудовлетворительные условия освещения; высокий уровень шума и вибрации; наличие вредных излучений, превышающих допустимые значения; нарушение правил личной гигиены;
психофизиологические причины: недостаточная профессиональная подготовленность, нарушение правил безопасного выполнения работ, трудовой и производственной дисциплины, снижение внимательности, несоответствие психофизиологических данных работающего выполняемой работе или его болезненное состояние;
недостаточный учет в сложных технических системах, конструкциях узлов и агрегатов машин, приборов и систем управления физиологических, психофизиологических и антропометрических особенностей и возможностей человека.
Производственный травматизм может быть обусловлен всеми указанными причинами, а профессиональные заболевания возникают под влиянием санитарно-гигиенических и психофизиологических условий производства.
РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Единый порядок расследования и учета несчастных случаев (НС), обязательный для организаций всех форм собственности, установлен Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Правительством РФ 11.03.99 г. № 279, и распространяется на всех работодателей, работников, выполняющих работу по договору или контракту, или иных граждан, привлекаемых для работы в организации.
Расследованию подлежат все НС: травмы, в том числе телесные повреждения, нанесенные другим лицом, острые отравления, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения животными, телесные повреждения в результате взрывов, аварий, разрушения зданий и конструкций, стихийных бедствий и другие НС, повлекшие за собой необходимость перевода на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте организации.
Положение распространяется на работодателей, работников по трудовому договору (контракту), учащихся и студентов, проходящих производственную практику, военнослужащих, привлекаемых к работам в организациях, отбывающих наказание по приговору суда в период работы на производстве, граждан, участвующих в ликвидации НС природного и техногенного характера.
Работодатель обязан обеспечить немедленное оказание первой медицинской помощи, организовать формирование комиссии по расследованию НС, обеспечить сохранение до начала расследования обстановки, если это не угрожает другим и не чревато аварией, сообщить в течение суток по форме, установленной Минтрудом РФ, о каждом групповом НС (2 пострадавших и более), тяжелом НС (который может повлечь за собой инвалидность), о НС со смертельным исходом в Госинспекцию труда по субъекту РФ, прокуратуру (местную), орган исполнительной власти субъекта РФ, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган госнадзора (для поднадзорных предприятий), организацию, командировавшую пострадавшего, соответствующий профсоюзный орган.
Ответственность за организацию и своевременное расследование и учет НС и устранение их причин в будущем несет работодатель.
О всех НС со смертельным исходом госинспекции труда по субъекту РФ информируют Федеральную инспекцию труда при Минтруде России.
Порядок расследования НС. Для расследования одиночного, рядового НС образуется комиссия в составе представителей работодателя, профсоюзного органа или иного представительного органа работников; состав комиссии утверждается работодателем. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на производстве, в расследовании не участвует. В расследовании НС могут принимать участие доверенное лицо пострадавшего или его родственники.
Расследование обстоятельств и причин НС должно быть проведено в течение 3 суток с момента его происшествия. При этом комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушение нормативных требований по ОТ, пострадавшего, работодателя. НС, о которых не было своевременно сообщено работодателю или после которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления заявления так же, как указано выше.
Расследование обстоятельств и причин групповых НС, с тяжелым или смертельным исходом проводится в течение' 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, местного органа исполнительной власти, профсоюзного органа или иного представительного органа работников. При гибели 5 работников и более в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Минтруда РФ и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Результаты расследования каждого НС рассматриваются работодателем в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решению вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.
По требованию комиссии за счет работодателя выполняются расчеты, исследования, испытания, фотографирование, предоставление транспорта, помещения, средств связи, спецодежды.
3.6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Каждый НС, вызвавший потерю одного рабочего дня или смерть пострадавшего, оформляется актом о НС по форме Н-1 в 2 экземплярах: один экземпляр выдается пострадавшему (родственникам, доверенному лицу) не позднее 3 дней после окончания расследования; другой экземпляр и материалы расследования хранятся в организации в течение 45 лет, а в случае ее ликвидации передаются на хранение в местную государственную инспекцию труда.
При групповом НС акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего. Если пострадавший является работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, два из которых направляются в организацию пострадавшего.
Акт //-/содержитследующие сведения: дата и время-НС; организация, где произошел НС; состав комиссии; сведения о пострадавшем и его инструктаже; подробное описание обстоятельств и причин НС; указание лиц, допустивших нарушения нормативных требований по ОТ; перечень очевидцев НС; мероприятия и сроки по устранению причин НС.
Акт Н-1 подписывается председателем, членами комиссии и утверждается работодателем. По результатам расследования работодатель издает приказ, в котором определяются меры, предотвращающие повторение подобных НС, и налагаются взыскания на виновных.
Акт о расследовании группового НС на производстве, НС на производстве с тяжелым или смертельным исходом составляется на основании материалов расследования, которые должны содержать: планы, схемы, изображения места происшествия; документы о состоянии рабочего места и наличия опасных и вредных факторов; выписки из журналов инструктажа и протоколов проверки знаний пострадавших по ОТ; протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и ответственных должностных лиц; экспертные заключения специалистов, результаты анализов; медицинское заключение о степени тяжести по-вреждения или смерти пострадавшего; документы о выдаче пострадавшему положенных по нормам спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты; выписки из предписаний инспекторов по охране труда и госнадзора.
В этом акте указываются дата и время НС; организация, вышестоящий орган, отрасль; лица, проводившие расследование; сведения о пострадавшем; краткая характеристика места происшествия; обстоятельства и причины НС; мероприятия по устранению его причин; заключение комиссии о допущенных нарушениях правовых актов и лицах, их допустивших; перечень прилагаемых материалов расследования. Акт подписывают председатель и члены комиссии.
После расследования тяжелых НС руководитель вышестоящей организации издает приказ, определяющий организационные и технические мероприятия, которые исключают возможность возникновения в будущем подобных случаев. Материалы расследования таких случаев вместе с актом Н-1 в 3-дневный срок после их оформления передаются в местную прокуратуру, местную и Федеральную государственные инспекции труда при Минтруде РФ, а также (по требованию) в органы госнадзора.
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Частным случаем профессионального заболевания является профессиональное отравление. Кроме профессиональных заболеваний на производстве выделяют группу профессионально обусловленных заболеваний, которые возникают в результате воздействия неблагоприятных условий труда: радикулит, язвенная болезнь желудка, неврозы, расширение вен, болезни сердечнососудистой системы, простудные заболевания и др.
Расследования случаев профессиональных отравлений и заболеваний ведется в соответствии с правилами Минздрава России, изложенными в Положении об извещении и регистрации профессиональных отравлений и профессиональных заболеваний. Расследованию подлежат все впервые выявленные хронические профессиональные заболевания и отравления, а также каждый случай острого профессионального заболевания.
Диагноз «острое профотравление» может быть установлен любым лечебно-профилактическим учреждением. Лечащий врач обязан в течение 24 ч после обнаружения признаков заболевания направить экстренное извещение о заболевании или отравлении в местный центр санэпиднадзора. Поскольку последствия отравления могут проявиться не сразу, то извещение составляется на все случаи профзаболеваний и профотравлений незавидимо от утраты трудоспособности. На основании этого извещения врач центра санэпиднадзора в течение 24 ч совместно с представителями администрации предприятия и комитета профсоюза проводят расследование и составляют акт по форме № 164.
На основании этого акта определяются оплата больничных листов пострадавшему, размер возмещения ущерба, размер пенсии (при необходимости).
На основании актов центр санэпиднадзора ежеквартально составляет отчеты для Минздрава и Госстата России.
Впервые выявленное хроническое профзаболевание или профотравление расследуется в течение 7 суток. При этом диагноз «хроническое профессиональное заболевание» устанавливается только в специализированной клинике или отделении профзаболеваний.
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.