logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

91. Организация работ по охране труда на предприятии

СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА

Организация работы в сфере обеспечения безопасности произ­водственной деятельности заключается в выборе и формировании такой структуры управления ОТ на предприятии, которая наилуч­шим образом соответствовала бы главной своей задаче — созда­нию безопасных и здоровых условий труда для работающего пер­сонала.

Согласно ст. 217 «Служба охраны труда в организации» ТК РФ «в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу­ществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводит­ся должность специалиста по охране труда, имеющего соответству­ющую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью 100 работников и менее реше­ние о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специа­листа по охране труда) работодатель заключает договор со специ­алистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной вла­сти по труду».

Служба ОТ предприятия (далее — Служба) формируется в со­ответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда предприятия, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14.

Эффективность работы Службы зависит от правильной ее орга­низации — четкой регламентации обязанностей и прав всех зве­ньев и должностных лиц в этой области.

На предприятии разрабатывается «Положение об организации работ по охране труда», которое устанавливает взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права подразделений и должност­ных лиц в системе управления ОТ.

Служба подчиняется непосредственно руководителю предпри­ятия (или одному из его заместителей).

Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятель­ного структурного подразделения предприятия, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

На должность специалиста по ОТ назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или сред­нее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо в других дол­жностях, занимаемых специалистами со средним профессиональ­ным (техническим) образованием не менее 5 лет. Все категории ука­занных лиц должны пройти специальное обучение по ОТ.

На предприятии с численностью 100 работников и менее ре­шение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данного предприятия.

При отсутствии на предприятии Службы (специалиста по ох­ране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Работы на договорной основе с организациями или физичес­кими лицами рекомендуется оформлять и применять в срответ-ствии с письмом Минтруда РФ от 16.11.94 г. № 2207-КБ.

Основные задачи Службы: . • организация работы по обеспечению выполнения работни­ками требований ОТ;

• контроль за соблюдением работниками законов (иных нор­мативных правовых актов) об ОТ, коллективного договора, согла­шения по ОТ и других локальных нормативных правовых актов организации;

• организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

• информирование и консультирование работников предпри­ятия, включая руководителя по вопросам ОТ;

• изучение и распространение передового опыта по ОТ и тех­нике безопасности, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие (основные) функции: , .

• учет и анализ состояния и причин производственного трав­матизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обуслов­ленных производственными факторами;

. оказание помощи подразделениям в организации и проведе­нии измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособ­лений;

• организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по ОТ и контроль за их проведением;

• проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ профессиональных союзов или иных уполномоченных ра­ботниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, ма­шин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарнотехни-ческих устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

• участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию закон­ченных строительством или реконструированных объектов про­изводственного назначения, а также в работе комиссий по при­емке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого обору­дования в части соблюдения требований охраны труда;

» согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в ча­сти требований ОТ;

• разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и ОТ, предупреждению произ­водственного травматизма, профессиональных заболеваний, забо­леваний, обусловленных производственными факторами; оказа­ние организационно-методической помощи по выполнению за­планированных мероприятий;

• организация расследования несчастных случаев на производ­стве в соответствии со ст. 227—231 ТК. РФ, а также с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 11.03.99 г. № 279; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требова­ний охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов из­мерений параметров опасных и вредных производственных факто­ров, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, мате­риалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;

• разработка программ обучения по ОТ работников организа­ции, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструк­тажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

• организация своевременного обучения по охране труда ра­ботников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований ОТ;

• оказание методической помощи руководителям подразделе­ний при разработке и пересмотре инструкций по ОТ, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

• осуществление контроля за:

— соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об ОТ РФ и соответствующего субъекта РФ, коллективного договора, соглашения по ОТ, дру­гих локальных нормативных правовых актов организации;

— обеспечением и правильным применением средств инди­видуальной и коллективной защиты;

— соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

— выполнением мероприятий, предусмотренных программа­ми, планами по улучшению условий и ОТ, разделом коллектив­ного договора, касающимся вопросов ОТ, соглашением по ОТ, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государствен­ного надзора и контроля за соблюдением требований ОТ, дру­гих мероприятий по созданию безопасных условий труда;

— наличием в подразделениях инструкций по ОТ для работ­ников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по ОТ, своевременным их пересмотром;

— проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по ОТ;

— своевременным проведением соответствующими служба­ми необходимых испытаний и технических освидетельствова­ний оборудования, машин и механизмов;

- эффективностью работы аспирационных и вентиляцион­ных систем;

- состоянием предохранительных приспособлений и защит­ных устройств;

— своевременным проведением обучения по ОТ, проверки знаний требований ОТ и всех видов инструктажа по ОТ;

- санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

— организацией рабочих мест в соответствии с требования­ми ОТ;

• — своевременным и правильным предоставлением работни­кам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-про­филактического питания, молока и других равноценных пище­вых продуктов;

— использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в со­ответствии с законодательством.

Работники Службы имеют право:

• в любое время суток беспрепятственно посещать и осматри­вать производственные, служебные и бытовые помещения орга­низации, знакомиться в пределах своей компетенции с докумен­тами по вопросам ОТ;

• предъявлять руководителям подразделений, другим должно­стным лицам организации обязательные для исполнения предпи­сания об устранении выявленных при проверках нарушений тре­бований ОТ и контролировать их выполнение;

• требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида ра­бот, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по ОТ, не использующих в своей работе предоставленных средств индиви­дуальной защиты, а также нарушающих требования законодатель­ства об ОТ;

• направлять руководителю организации предложения о при­влечении к ответственности должностных лиц, нарушающих тре­бования ОТ;

• привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и ОТ;

• представлять руководителю организации предложения о по­ощрении отдельных работников за активную работу по улучше­нию условий и ОТ;

• представительствовать по поручению руководителя органи­зации в государственных и общественных организациях при об­суждении вопросов ОТ.

Управление ОТ в организации, осуществляющей производ­ственную деятельность, схематично представлено на рис. 2.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Рабочие места работников Службы рекомендуется организовы­вать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтех­никой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций Службы (проведения обуче­ния, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо пре­дусматривать организацию кабинета по ОТ, оснащенного необхо­димой нормативной, правовой и справочной литературой по ох­ране труда.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований ОТ.

Структуру Службы и численность работников Службы опреде­ляет руководитель организации в зависимости от численности ра­ботающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов числен­ности работников службы охраны труда в организациях, утвержден­ных постановлением Минтруда России от 22.01.01 г. № 10.

Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.

Работники Службы несут ответственность за выполнение сво­их должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

КОМИТЕТЫ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст. 218 «Комитеты (комиссии) по охране труда» ТК РФ «в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного орга­на создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, про­фессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа».

На каждом предприятии с численностью работников более 10 человек должен быть создан и действовать совместный комитет (комиссия) по ОТ, который является составной частью системы управления ОТ на предприятии.

Персональные задачи, функции и права совместного комитета (комиссии) по ОТ определены в Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях с численностью работ­ников более 10 человек, которые разработаны и утверждены по­становлением Минтруда РФ от 12.10.94 г. № 64.

Совместный комитет призван обеспечить функционирование системы организационно-профилактической работы, цель — со­хранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Система включает в себя правовые, социально-эко­номические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактичес­кие, реабилитационные и иные мероприятия.

Комитет формируется на паритетной основе из представи­телей работодателя, профессиональных союзов и иных упол­номоченных работниками представительных органов, что со­здает основу для совместного сотрудничества в деле решения поставленных перед комитетом задач.

Выдвижение в комитет представителей работников, профес­сиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия, предста­вители работодателя назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

ОБУЧЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Согласно ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда» ТК РФ «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охра­не труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномочен­ное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, орга­низовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим».;

Обучение по ОТ — одно из направлении профилактической работы по ОТ. Наличие квалифицированного персонала — одно из важнейших условий безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на про­изводственном предприятии.

Обучение рабочих и проверка знаний по ОТ осуществляются в соответствии с ГОСТом 12.0.004—90 «Система безопасности стан­дартов труда».

Для проверки знаний приказом руководителя предприятия со­здается специальная комиссия, в состав которой включаются ру­ководители и специалисты служб охраны труда, главные специа­листы (технолог, механик, энергетик и др.), государственные ин­спекторы по ОТ, а также представители соответствующего выборного профсоюзного органа.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом. Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается подписанное председате­лем комиссии удостоверение, заверенное печатью.

Обучение и проверка знаний работников, обслуживающих обо­рудование повышенной опасности (крановщики, сварщики и др.), проводятся в органах Госгортехнадзора.

Система обучения и проверки знаний по ОТ на предприятии охватывает все категории работников: рабочих обучают и инструк­тируют мастера, мастеров — начальники цехов, начальников це­хов обучает и инструктирует центральная комиссия предприятия. Центральная комиссия, включающая руководителей и главных специалистов предприятия, должна обучаться и аттестоваться каж­дые 3 года в специальных учебных центрах, имеющих лицензию органов государственного управления ОТ субъектов РФ от име­ни Минтруда РФ.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, пере­водимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по ОТ и технике безопасно­сти, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Инструктаж по ОТ является сокращенной формой обучения персонала для конкретных условий труда, технологических опе­раций и оборудования. В зависимости от характера и времени проведения инструктаж разделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж проводит инженер по ОТ или специаль­но уполномоченное лицо со всеми принимаемыми на работу ли­цами независимо от их образования, стажа работы по данной про­фессии или должности, а также с командированными, учащими­ся и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Программа инструктажа разрабатывается с учетом требований стандартов для каждого конкретного предприятия и ут­верждается руководителем или его заместителем, ответственным за ОТ и технику безопасности на предприятии.

В программе должны быть отражены общие сведения о пред­приятии, основы законодательства о труде, правила внутреннего трудового распорядка, основные опасные и вредные факторы предприятия, основные методы и средства защиты и-предупреж-дения несчастных случаев, правила передвижения по территории и правила поведения, связанные с движением внутризаводского транспорта и грузоподъемных средств, правила и нормы произ­водственной санитарии и пожарной безопасности, средства инди­видуальной защиты от опасностей и вредностей и первая помощь пострадавшим. Вводный инструктаж фиксируется в журнале и подписывается лицом, проводившим его, и вновь принимаемым на работу лицом.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосред­ственный руководитель работ (начальник цеха, участка, мастер) со всеми лицами, вновь принятыми на предприятие, переведен­ными из одного подразделения в другое, командированными, уча­щимися и студентами,, прибывшими на производственное обуче­ние или практику, а также со строителями, монтажниками, на­ладчиками и другими работниками сторонних организаций, выполняющими строительно-монтажные и другие работы на тер­ритории действующего предприятия.

Программа первичного инструктажа, утвержденная руководи­телем или его заместителем, ответственным за охрану труда и тех­нику безопасности на предприятии, должна содержать:

• общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном производственном участке. Основные опасные и вред­ные производственные факторы;

• понятие о безопасной организации и содержании рабочего места;

• сведения об устройстве станка (машины, механизма, прибо­ра), опасных зонах оборудования, предохранительных приспособ­лениях и ограждениях, системах блокировки и сигнализации;

• порядок подготовки к работе (проверка исправности обору­дования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления, ограждений и других средств защиты);

• перечень безопасных приемов и методов работы; действий при возникновении опасной ситуации;

. сведения о средствах индивидуальной защиты на данном ра­бочем месте и правилах Пользования ими;

• схему безопасного передвижения работающих по территории цеха;

»' сведения о внутрицеховых транспортных и грузоподъемных средствах и механизмах; требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов;

• перечень мер предупреждения пожаров, обязанностей при возникновении пожара, способов применения имеющихся на уча­стке средств пожаротушения и сигнализации, сведения о местах их расположения.

После первичного инструктажа и проверки знаний рабочие в течение 2—14 рабочих смен выполняют работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется их допуск к са­мостоятельной работе, который фиксируют датой и подписью инструктирующего и инструктированного в журнале (личной кар­точке) инструктажа на рабочем месте.

Повторный инструктаж проводят со всеми работающими не­зависимо от квалификации, образования или стажа работы не реже чем один раз в 6 месяцев — с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по безопасности индиви­дуально или с группой рабочих одной профессии по программе инструктажа на рабочем месте также с записью в журнале под роспись.

Внеплановый инструктаж: проводят при изменении правил бе­зопасности, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений, инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, изменяющих условия труда и влияющих на бе­зопасность работ. Такой инструктаж может быть проведен по при­казу о результатах расследования несчастных случаев, аварий и по результатам проверки состояния безопасности контролирующими органами.

Внеплановый инструктаж обязателен также в случаях переры­ва в работе на 60 дней и более, а при выполнении работ повышен­ной опасности — на 30 дней.

Текущий инструктаж с оформлением нарядов-допусков про­водят перед началом смены с персоналом, выполняющим работы повышенной опасности, к которым относятся работы в колодцах, тоннелях, дымоходах, плавильных и нагревательных печах, бун­керах, коллекторах, шахтах и камерах; ремонт стационарных и пе­реносных ацетиленовых генераторов; очистка воздуховодов ком­прессорных установок; монтаж, демонтаж и ремонт грузоподъем­ных кранов и подкрановых путей; такелажные работы по перемещению тяжеловесных и крупногабаритных предметов без специальных подъемных кранов; монтаж и демонтаж оборудова­ния массой более 500 кг; производство разовых особо сложных тех­нологических операций (формовка и отливка крупногабаритных деталей, обработка их на станках и т.д.); гидравлические и пнев­матические испытания сосудов и изделий, работающих под дав­лением; получение и транспортирование внутри предприятия бал­лонов со сжатыми газами, кислот, щелочей и других опасных про­дуктов; земляные работы в зоне расположения электрических сетей; работы на высоте более 1,5 м с применением приспособле­ний; работы на крыше и др.

Текущий инструктаж, проводящийся перед.сменой и имеющий целью ознакомить рабочих с изменениями на рабочих местах за межсменный период, не требует письменного оформления..

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Работа на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда для работающих, а также по разработке и выпол­нению мероприятий ОТ проводится на основе тщательного и все­стороннего анализа производственного травматизма и професси­ональных заболеваний.

Несчастный случай на производстве — это случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выпол­нении работающим трудовых обязанностей или заданий руково­дителя работ (ГОСТ 12.0002—80 «ССБТ. Термины ^определения»).

Отравление профессиональное это нарушение здоровья че­ловека в результате непродолжительного действия вредных ве­ществ в процессе работы на дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.

Опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002—80).

Профессиональное заболевание это заболевание, в возникно­вении которого решающая роль принадлежит воздействию небла­гоприятных факторов производственной среды и трудового про­цесса (Руководство Р 2.2.755.99 Минздрава России).

В соответствии с Инструкцией о порядке извещения, рассле­дования, регистрации и учета профессиональных заболеваний последние разделяются наследующие виды:

острое профессиональное заболевание — возникшее после одно­кратного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов (например, работа с вред­ными химическими веществами без использования средств инди­видуальной защиты);

хроническое профессиональное заболевание — возникшее после многократного и длительного воздействия вредных производ­ственных факторов (повышенный уровень концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, повышенный уровень шума, виб­рации и др.).

Причины производственного травматизма разделяются на сле­дующие группы,

организационные причины: отсутствие или некачественное про­ведение инструктажа и обучения; отсутствие инструкций по ОТ; недостаточный контроль за выполнением правил ОТ; нарушение правил эксплуатации оборудования; недостатки содержания тер­ритории, проездов, проходов; нарушение технологического рег­ламента; неудовлетворительная организация и содержание рабо­чих мест; нарушение правил безопасности движения и.техничес­кой эксплуатации транспорта;

технические причины: несоответствие требованиям норм техно­логического оборудования и подъемно-транспортных механизмов, технологической оснастки и ручного инструмента; неправильный выбор оборудования, оснастки, транспортных средств, методов обработки, сборки и транспортирования; несоблюдение сроков планово-предупредительного ремонта, неисправность технологи­ческого оборудования, оснастки, подъемно-транспортных уст­ройств, ручного механизированного инструмента; несовершенство ограждений, предохранительных устройств, средств блокировки и сигнализации; проявление неизвестных ранее опасных свойств и качеств обрабатываемых материалов и др.;

санитарно-гигиенические причины: неблагоприятные метеороло­гические условия производственной среды; повышенная концен­трация вредных веществ в воздухе рабочей зоны; неудовлетвори­тельные условия освещения; высокий уровень шума и вибрации; наличие вредных излучений, превышающих допустимые значе­ния; нарушение правил личной гигиены;

психофизиологические причины: недостаточная профессиональ­ная подготовленность, нарушение правил безопасного выполне­ния работ, трудовой и производственной дисциплины, снижение внимательности, несоответствие психофизиологических данных работающего выполняемой работе или его болезненное состояние;

недостаточный учет в сложных технических системах, конструк­циях узлов и агрегатов машин, приборов и систем управления физиологических, психофизиологических и антропометрических особенностей и возможностей человека.

Производственный травматизм может быть обусловлен всеми указанными причинами, а профессиональные заболевания возни­кают под влиянием санитарно-гигиенических и психофизиологи­ческих условий производства.

РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Единый порядок расследования и учета несчастных случаев (НС), обязательный для организаций всех форм собственности, установлен Положением о расследовании и учете несчастных слу­чаев на производстве, утвержденным Правительством РФ 11.03.99 г. № 279, и распространяется на всех работодателей, работников, выполняющих работу по договору или контракту, или иных граж­дан, привлекаемых для работы в организации.

Расследованию подлежат все НС: травмы, в том числе теле­сные повреждения, нанесенные другим лицом, острые отравле­ния, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения животными, телесные повреждения в результате взрывов, аварий, разрушения зданий и конструкций, стихийных бедствий и дру­гие НС, повлекшие за собой необходимость перевода на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть и происшедшие при выполнении работником своих тру­довых обязанностей на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транс­порте организации.

Положение распространяется на работодателей, работников по трудовому договору (контракту), учащихся и студентов, проходя­щих производственную практику, военнослужащих, привлекаемых к работам в организациях, отбывающих наказание по приговору суда в период работы на производстве, граждан, участвующих в ликвидации НС природного и техногенного характера.

Работодатель обязан обеспечить немедленное оказание первой медицинской помощи, организовать формирование комиссии по расследованию НС, обеспечить сохранение до начала расследова­ния обстановки, если это не угрожает другим и не чревато авари­ей, сообщить в течение суток по форме, установленной Минтрудом РФ, о каждом групповом НС (2 пострадавших и более), тя­желом НС (который может повлечь за собой инвалидность), о НС со смертельным исходом в Госинспекцию труда по субъекту РФ, прокуратуру (местную), орган исполнительной власти субъекта РФ, соответствующий федеральный орган исполнительной влас­ти, орган госнадзора (для поднадзорных предприятий), организа­цию, командировавшую пострадавшего, соответствующий проф­союзный орган.

Ответственность за организацию и своевременное расследо­вание и учет НС и устранение их причин в будущем несет рабо­тодатель.

О всех НС со смертельным исходом госинспекции труда по субъекту РФ информируют Федеральную инспекцию труда при Минтруде России.

Порядок расследования НС. Для расследования одиночного, рядового НС образуется комиссия в составе представителей рабо­тодателя, профсоюзного органа или иного представительного орга­на работников; состав комиссии утверждается работодателем. Ру­ководитель, непосредственно отвечающий за безопасность на про­изводстве, в расследовании не участвует. В расследовании НС могут принимать участие доверенное лицо пострадавшего или его родственники.

Расследование обстоятельств и причин НС должно быть про­ведено в течение 3 суток с момента его происшествия. При этом комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушение нормативных требований по ОТ, пострадавшего, ра­ботодателя. НС, о которых не было своевременно сообщено ра­ботодателю или после которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверен­ного лица в течение месяца со дня поступления заявления так же, как указано выше.

Расследование обстоятельств и причин групповых НС, с тяже­лым или смертельным исходом проводится в течение' 15 дней ко­миссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, местного органа исполнительной власти, профсоюзного органа или иного представительного органа работников. При гибели 5 работников и более в состав комиссии включаются также государственный инспектор по охране труда Федеральной инспекции труда при Минтруда РФ и представители соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Результаты расследования каждого НС рассматриваются рабо­тодателем в целях разработки и реализации мер по их предупреждению, решению вопросов о возмещении вреда пострадавшим (членам их семей), предоставления им компенсаций и льгот.

По требованию комиссии за счет работодателя выполняются расчеты, исследования, испытания, фотографирование, предостав­ление транспорта, помещения, средств связи, спецодежды.

3.6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

Каждый НС, вызвавший потерю одного рабочего дня или смерть пострадавшего, оформляется актом о НС по форме Н-1 в 2 экземплярах: один экземпляр выдается пострадавшему (род­ственникам, доверенному лицу) не позднее 3 дней после окон­чания расследования; другой экземпляр и материалы расследо­вания хранятся в организации в течение 45 лет, а в случае ее лик­видации передаются на хранение в местную государственную инспекцию труда.

При групповом НС акт по форме Н-1 составляется на каждо­го пострадавшего. Если пострадавший является работником дру­гой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземпля­рах, два из которых направляются в организацию пострадавшего.

Акт //-/содержитследующие сведения: дата и время-НС; орга­низация, где произошел НС; состав комиссии; сведения о пост­радавшем и его инструктаже; подробное описание обстоятельств и причин НС; указание лиц, допустивших нарушения норматив­ных требований по ОТ; перечень очевидцев НС; мероприятия и сроки по устранению причин НС.

Акт Н-1 подписывается председателем, членами комиссии и утверждается работодателем. По результатам расследования рабо­тодатель издает приказ, в котором определяются меры, предотв­ращающие повторение подобных НС, и налагаются взыскания на виновных.

Акт о расследовании группового НС на производстве, НС на про­изводстве с тяжелым или смертельным исходом составляется на основании материалов расследования, которые должны содержать: планы, схемы, изображения места происшествия; документы о состоянии рабочего места и наличия опасных и вредных факто­ров; выписки из журналов инструктажа и протоколов проверки знаний пострадавших по ОТ; протоколы опросов, объяснения пострадавших, очевидцев несчастного случая и ответственных должностных лиц; экспертные заключения специалистов, резуль­таты анализов; медицинское заключение о степени тяжести по-вреждения или смерти пострадавшего; документы о выдаче пост­радавшему положенных по нормам спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты; выписки из предписаний инс­пекторов по охране труда и госнадзора.

В этом акте указываются дата и время НС; организация, вы­шестоящий орган, отрасль; лица, проводившие расследование; сведения о пострадавшем; краткая характеристика места проис­шествия; обстоятельства и причины НС; мероприятия по устра­нению его причин; заключение комиссии о допущенных наруше­ниях правовых актов и лицах, их допустивших; перечень прила­гаемых материалов расследования. Акт подписывают председатель и члены комиссии.

После расследования тяжелых НС руководитель вышестоящей организации издает приказ, определяющий организационные и технические мероприятия, которые исключают возможность воз­никновения в будущем подобных случаев. Материалы расследо­вания таких случаев вместе с актом Н-1 в 3-дневный срок после их оформления передаются в местную прокуратуру, местную и Федеральную государственные инспекции труда при Минтруде РФ, а также (по требованию) в органы госнадзора.

РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Частным случаем профессионального заболевания является профессиональное отравление. Кроме профессиональных заболе­ваний на производстве выделяют группу профессионально обус­ловленных заболеваний, которые возникают в результате воздей­ствия неблагоприятных условий труда: радикулит, язвенная болезнь желудка, неврозы, расширение вен, болезни сердечно­сосудистой системы, простудные заболевания и др.

Расследования случаев профессиональных отравлений и забо­леваний ведется в соответствии с правилами Минздрава России, изложенными в Положении об извещении и регистрации профес­сиональных отравлений и профессиональных заболеваний. Рассле­дованию подлежат все впервые выявленные хронические профес­сиональные заболевания и отравления, а также каждый случай острого профессионального заболевания.

Диагноз «острое профотравление» может быть установлен лю­бым лечебно-профилактическим учреждением. Лечащий врач обя­зан в течение 24 ч после обнаружения признаков заболевания на­править экстренное извещение о заболевании или отравлении в местный центр санэпиднадзора. Поскольку последствия отравле­ния могут проявиться не сразу, то извещение составляется на все случаи профзаболеваний и профотравлений незавидимо от утра­ты трудоспособности. На основании этого извещения врач цент­ра санэпиднадзора в течение 24 ч совместно с представителями администрации предприятия и комитета профсоюза проводят рас­следование и составляют акт по форме № 164.

На основании этого акта определяются оплата больничных листов пострадавшему, размер возмещения ущерба, размер пен­сии (при необходимости).

На основании актов центр санэпиднадзора ежеквартально со­ставляет отчеты для Минздрава и Госстата России.

Впервые выявленное хроническое профзаболевание или проф­отравление расследуется в течение 7 суток. При этом диагноз «хроническое профессиональное заболевание» устанавливается только в специализированной клинике или отделении профзабо­леваний.