logo
ГОС по предпринимательству / ШПОРЫ

41. Правовые защиты прав потребителей

Инструменты:

Правовые основы и структуры: УК, КоАП, законы (ФЗ «О защите прав потребителей» от 92г., посл. ред. 25 ноября 2006), суд и прокуратура. Эк. и административные рычаги: стандартизация и сертификация (регулируются с 93г., ФЗ «О техническом регулировании» от 2002 г., посл. ред. 9 мая 2005), лицензирование («О лицензировании отдельных видов дея-ти» от 2001 г., посл. ред. 11 марта 2003), штрафы и др. санкции.

Последнии нововведения: 1. с января 2005г. – цены только в рублях; 2. закон предусматривает ответственность за ненадлежащую инфу, переданную клиенту: возмещение убытков, возврат уплаченной по договору суммы. За несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя закон предусматривает штраф в размере 50% от суммы, присуждено в пользу потребителя. 3. уравнение в правах российских и иностранных изготовителей (несут одинаковую ответственность). 4. обязательная маркировка продукции с более чем 1% ГенноМодифицКомпонентов. 5.для обмена товаров ненадлежащего качества не требуется документов, достаточно свидетельских показании (администр. отв-ть за ложные показания). 6.при дистанционном способе торговли потребитель в праве отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней. Для фирм, торгующих дистанционно, обязательным явл. указание юр. и факт. адреса. 7.территориальные органы фед. службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (РосПотребНадзор) имеют право приостанавливать пр-во и реализацию товаров, а также отзывать их с рынка («принудительны отзыв»). 8.общественные объединения потребителе имеют право распространять инфу о результатах сравнения качественных хар-тик товаров, при этом публикуемые результаты не явл. рекламой.

42. Основные принципы регулирования трудовых отношений предпринимателей с работниками (план: опр., регулирующая закон.база, осн.принципы и их значение)

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о выполнении работником за плату трудовой функции (работы по опр. специальности, квалификации и должности), подчинении работника правилам внутр. распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных труд. зак-вом.

Регулирование осуществляется в соотв. с Конституцией, ТК, и иными нормами трудового права, иными фед. законами, указами Президента, постановлениями Правительства и норматив. правовыми актами фед. испол. органов, актами органов мест. самоуправ. и локальными норм. актами, содержащими нормы трудового права.

Принципы: 1)свобода труда, вкл. право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род дея-ти; и запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы; 2)равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на: справедливые условия труда, своевременную выплату з\п; продвижение по работе; объединение для защиты своих прав; участие в упр. организ.; разрешение индивид. и коллективных споров; соц.партнерство; осущ. профсоюз. контр.; обязательное соц. страхование; возмещение вреда, прич. работнику; 3)обеспечение права каждого на защиту гос-ом его трудовых прав и свобод, установление гос. гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; обяз. сторон труд. договора соблюдать условия договоров.

Дополнительно:

Социальное партнерство (23 ст. ГК РФ) – направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования тр. отношении и иных непосредственно связанных с ними отношений система взаимоотношений между: работниками (их представителями – профсоюзными организациями или иными представителями), работодателями (их представителями), органами гос. власти, органами местного самоуправления. (уровни: фед., рег., отрасл. и тер).

Формы: коллективные переговоры, участие в управлении организацией, взаимные консультации, досудебное разрешение трудовых споров.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий соц-тр. отношения в организации и заключ. работниками и работодателями в лице их представителей (уровень организации)