logo search
книга

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу

Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории, он требует знания кривых безразличия, метод Слуцкого не требует этого: он базируется на наблюдаемых и регистрируемых факторах поведения потребителя.

Бюджетная линия КL соответствует денежному доходу I и ценами Рх и Ру, ее касание с прямой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е1 и соответствует объему потребления товара Х в количестве Х1. В случае понижения цены товара Х до Рх1 и неизменном доходе бюджетная линия займет положение КL1, она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2 , которой соответствует потребление товара Х в объеме Х2 (рис. 3.18.).

Рис. 3.18. Эффект замены и дохода по Хиксу. Цена товара Х снижается

Общий результат понижения цены товара Х – увеличение его потребления с Х1 до Х2.

Для того чтобы определить, каким должен быть доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить прежний уровень удовлетворения, проводится вспомогательная бюджетная линия К/L/ (параллельно КL1) так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (то есть обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения), точка касания Е3, объем потребления товара Х3 .

При переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от Е1 к Е3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия, следовательно, сдвиг от Е1 к Е3 характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром Х и равен (Х3 - Х1), следовательно, эффект дохода – (Х2 - Х3). В результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке Е2 выше, чем в Е3.

Такое же разложение эффектов можно выполнить для случая, когда цена товара Х повысится.

Вывод: в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, эффект дохода – переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Понижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицателен (как в рассмотренном случае) для нормальных товаров и положителен (в случае некачественных товаров, когда кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон) или нейтрален (кривая «доход-потребление» вертикальна).

В рассмотренном случае эффект дохода усилил действие эффекта замены, увеличив потребление товара Х при понижении его цены.

В случае некачественных товаров эффект дохода положителен – чем выше реальный доход или покупательная способность, тем в меньшей мере потребитель склонен к приобретению такого товара.

Для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет отрицательным (рис. 3.19.).

Рис. 3.19. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар некачественный

Если положительный эффект дохода перекроет отрицательный эффект замены, следовательно, закон спроса нарушится (его объем изменится в том же направлении, что и цена) такие товары – товары Гиффена (рис. 3.20.).

Рис. 3.20. Эффект замены и эффект дохода. Цена Х повышается. Товар Гиффена

Появление товаров Гиффена маловероятно, так как обычно потребление большинства товаров требует небольшой части средств потребителя и эффект дохода невелик. Товар Гиффена – низший товар, но не любой низший товар – товар Гиффена.

ТЕСТЫ

Выберите правильный ответ среди предложенных:

1. Если предельная норма замены между двумя благами рав­на двум третьим при любом уровне потребления, то вы сделаете вывод, что:

а) два эти товара являются совершенно заменяемыми;

б) два эти товара являются совершенно дополняющими друг друга;

в) кривая безразличия между этими двумя товарами характе­ризуется уменьшающейся предельной нормой замены;

г) кривая безразличия между этими двумя товарами выпукла наружу от начала координат.

2. Наклон бюджетной линии имеет экономическую интер­претацию. Он обозначает:

а) количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на другой товар, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия;

б) границу бюджетного пространства;

в) убывающую предельную норму замены;

г) издержки отвергнутых возможностей одного товара, выра­женные через другой товар.

3. Александр Петрович считает, что ему одинаково полезно ежедневно выпивать как 1 стакан молока и 3 стакана кефира, так и 2 стакана молока и 2 стакана кефира. В этом случае его пре­дельная норма замены кефира на молоко равна

а) 3/1;

б) 2/2;

в) 2/1;

г) 2/3;

д)1.

4. Всякая функция полезности представляет собой

а) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение;

б) правило, в соответствии с которым различным наборам благ придаются значения, адекватные предпочтениям потребителя;

в) связь между количеством потребляемого блага и величи­ной полезности, позволяющая определить, насколько один набор лучше другого;

г) совокупность всех наборов благ, которые в состоянии приобрести данный потребитель в рамках своего бюджета.

5. Когда для потребителя имеют значение только определен­ные соответствующие минимальные количества благ А и Б, его карта безразличия выглядит следующим образом:

а) Б

А

б) Б

А

в) Б

А

г) Б

А

(6.) Это задание использует данные, приведенные на следующем графике:

Яйца 6 000

3 000

5 000 10 000 Сливы

6. Если прежняя бюджетная линия показана сплошной, а новая пунктиром, то это означает, что номинальный доход потре­бителя:

а) увеличился;

б) остался неизменным;

в) сократился;

г) указанных данных недостаточно.

7. Кривые безразличия не обладают следующими свойствами:

б) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

в) кривые безразличия никогда не пересекаются;

г) кривые безразличия выпуклы к началу координат.

8. Наклон бюджетной линии определяется:

а) количеством потребляемых товаров;

б) соотношением предельных полезностей товаров в точке равновесия потребителя;

в) соотношением цен товаров;

г) соотношением общих полезностей товаров в точке равновесия потребителя.

9. Кардиналистский подход к понятию полезности в отличие от ординалистского подхода:

а) не требует сравнимости полезностей различных благ;

б) не требует измерения величины полезности;

в) не требует независимости полезностей друг от друга;

г) предполагает возможность определения количественной величины полезности.