logo search
От Рисина Конференции / АКт

Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга

Изучение комплекса маркетинга как одного из главных элементов инвестиционной привлекательности предприятия обусловлено тем, что за счет его составляющих, относящихся к нематериальным активам, возможно привлечение инвестиций. Знание рынков, доступ к каналам сбыта, правильное позиционирование, ассортимент продукции, услуг и их качественных характеристик, лояльность потребителей, сила торговой марки, стратегические отношения с бизнес-партнерами, маркетинговые стратегии и прочее влияют на продажи и соответственно являются для инвесторов гарантом получения в будущем запланированного дохода.

Анализ теоретических источников показал, что работ по изучению комплекса маркетинга и его влияния на результативность предприятия немного. В данной работе он рассматривается, в основном, как совокупность только внутренних маркетинговых ресурсов, однако успех предприятия зависит так же и от состояния, перспектив развития рынков сбыта.

В этой связи под комплексом маркетинга понимается совокупность маркетинговых ресурсов и рыночных возможностей, позволяющих осуществлять определенные функции, направленные на укрепление конкурентной позиции данная схема представлена на рис. 1.

Главная цель разработки комплекса маркетинга - обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций.

Исследование отношений предприятия с различными субъектами инвестиционного и товарного рынков с позиций неоинституциональной теории и теории агентских отношений и необходимость обеспечения инвестиционной привлекательности обосновали использование, помимо традиционных, инвестиционной функции маркетинга, значение которой заключается в осуществлении предприятием маркетинговой деятельности, направленной на привлечение и удержание капитала в бизнесе через достижение баланса интересов субъектов внутренней и внешней среды предприятия.

Реализация ее, с одной стороны, нацелена на товарный рынок и развитие отношений с заинтересованными группами (покупателями, конкурентами, бизнес-партнерами и другими). С другой, – на инвестиционный рынок и формирование отношений с инвесторами схема данного процесса представлена на рис.2.

В целом, проведенное исследование позволяет определить комплекс маркетинга как важную составляющую инвестиционной привлекательности предприятия, которая влияет на результативность и конкурентную позицию хозяйствующего субъекта.

Рис. 1. Составляющие комплекса маркетинга

Также анализ комплекса маркетинга является необходимым условием, позволяющим оценить готовность предприятия к реализации инвестиционных задач. На его основе можно определить форму и характер инвестирования, возможные взаимоотношения с инвесторами, объем инвестиций.

Рассмотрим матрицу развития комплекса маркетинга, анализ в которого осуществляется в координатах «рыночные возможности, маркетинговые ресурсы» (по матрице GE/McKinsey).

Рис. 2. Задачи инвестиционной функции маркетинга предприятия

Отнесение комплекса маркетинга к различным группам происходит на основе расчетов по представленной методике. Проанализировав практический опыт и рекомендации по возможным направлениям его развития, предлагаются мероприятия, позволяющие использовать имеющиеся ресурсы и возможности для разработки инвестиционной политики и повышения привлекательности предприятия.

В целом, проведенное исследование позволяет определить комплекс маркетинга как важную составляющую инвестиционной привлекательности предприятия, которая влияет на результативность и конкурентную позицию хозяйствующего субъекта.

Также анализ комплекса маркетинга является необходимым условием, позволяющим оценить готовность предприятия к реализации инвестиционных задач. На его основе можно определить форму и характер инвестирования, возможные взаимоотношения с инвесторами, объем инвестиций. Рассмотрим матрицу развития комплекса маркетинга, анализ в которого осуществляется в координатах «рыночные возможности, маркетинговые ресурсы» (по матрице GE/McKinsey). Отнесение комплекса маркетинга к различным группам происходит на основе расчетов по представленной методике. Проанализировав практический опыт и рекомендации по возможным направлениям его развития, предлагаются мероприятия, позволяющие использовать имеющиеся ресурсы и возможности для разработки инвестиционной политики и повышения привлекательности предприятия.

Для привлечения наиболее предпочтительных инвесторов, согласно приведенной матрице, следует использовать механизм повышения инвестиционной привлекательности предприятия, основанный на реализации инвестиционной функции маркетинга.

Положенцева Ю.С*.