4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
потребительские свойства продукции
Когда в цене надо учесть качественные параметры продукции, прибегают к данной группе методов, которые называют параметрические методы ценообразования. Всех их объединяет один принцип: чем лучше качество, тем выше цена. Суть этих методов в определении количественной зависимости между ценой и уровнем качества в пределах параметрического ряда (это группа продукции, которая однородна по конструкции, технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное назначение и различается только количественным уровнем потребительских свойств).
Данная группа методов используется для определения цен и проектов цен на ранних стадиях проектирования новой продукции, а также для прогнозирования цен. Широко используется в мировой практике, где качество является важным ценообразующим фактором. В данной группе методов различают: метод удельных показателей; балловый метод; метод корреляционно-регрессионного анализа.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен товаров, которые довольно полно характеризуются одним основным параметром качества от которого будет зависеть цена (мощность, производительность, емкость, содержание полезного компонента в веществе). Сначала определяют удельную цену по формуле
(6)
где Цуд – удельная цена единицы продукции по основному параметру качества;
Цб – цена изделия, принятого за базу сравнения;
Пб – значение основного качественного параметра по базовому изделию (в натуральных единицах измерения).Затем рассчитывают цену нового изделия по формуле
Цн=ЦудПн , (7)
где Пн - значение основного качественного параметра по новому изделию.
В случае, если кроме основного требуется учесть в цене и некоторые второстепенные показатели качества. Дополнительно рассчитываются доплаты (или скидки), отражающие изменения других потребительских свойств нового изделия. Такая система широко распространена в ценообразовании на машины и оборудование, сельскохозяйственное сырье, где, например, используется система надбавок и скидок, за содержание крахмала в картофеле, производство экологически чистых продуктов, температуру продаваемого молока, его бактериальную обсемененность и др.
Некоторые потребительские свойства изделий не поддаются непосредственному количественному измерению и не имеют определенных показателей качества. К ним относят, например, вкусовые, эстетические свойства, дизайн и др. Учесть в ценах такие показатели качества позволяет балловый метод. Он применяется при обосновании цен на продовольственные товары, швейные, парфюмерно-косметические, табачные изделия. Оптико-механические приборы и другую продукцию. Установление цены по данному методу включает несколько этапов. На первом этапе тщательно отбирается показатели качества, которые имеют важное значение для потребителя. По одному и тому же изделию они могут быть разными в зависимости от сферы использования, так, например, если миксер производственный, то цена будет определяться в первую очередь мощностью и надежностью, а если миксер бытовой, то особое значение придается дизайну, габаритам и т.д. На втором этапе формируется комиссия из нескольких независимых экспертов, которые оценивают каждый качественный параметр товара в баллах по заранее установленной шкале. Для расчета надо выбрать аналог (базовое изделие), с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены. На третьем этапе подсчитывают сумму баллов по базовому и новому изделию. Причем, если все параметры считаются равнозначными для покупателя, то комплексный показатель уровня качества определяется путем простого сложения баллов. А если параметры не равнозначны, то баллы по каждому показателю качества корректируют на соответствующий коэффициент весомости и тогда сумма баллов по изделию будет рассчитываться как сумма произведений баллов по каждому параметру качества на соответствующий коэффициент весомости. На четвертом этапе рассчитывается цена на новое изделие:
, (8)
где Цб – цена базового изделия;
Ббi и Бнi – балловая оценка i-го качественного параметра соответственно по базовому и новому изделия;
n – количество оцениваемых качественных параметров.
Суть метода корреляционно-регрессионного анализа состоит в определении зависимости цены от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда. При этом цена выступает как функция от параметров качества х1, х2, …, хn.
Цn=f(x1, x2, …, хn) (9)
Использование данного метода для обоснования цен предполагает наличие определенных условий:
1) Изделия должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам.
2) В каждой группе продукции из всех параметров надо выделить те, которые оказывают наибольшее воздействие на цену.
3) Для каждой группы свойственна конкретная форма связи цены с параметрами, и эту связь необходимо выявить.
Данный метод позволяет установить, как в среднем изменяется результативный признак (цена) при изменении одного или нескольких функциональных признаков (х). Данный метод наиболее точен, совершенен, но довольно сложный. Величина параметра изделия группируется для каждого параметрического ряда и определяется их корреляционная связь.
Таким образом на первом этапе составляется параметрический ряд. Далее производят отбор параметров в наибольшей степени влияющих на цену. При их отборе должен соблюдаться ряд требований. Отобранные параметры должны быть зафиксированы в спецификациях, стандартах или технических условиях. Совокупность этих параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические эксплуатационные свойства изделий входящих в параметрический ряд. Отбор осуществляют путем расчета коэффициентов парной корреляции. Затем производят выбор типа связи путем построения поля корреляции, то есть имеются значения xi, yiкаждое из которых представляет точку плоскостиxy.Получаем совокупность точек. Может быть три вида связей: прямолинейная, криволинейная и связи нет вообще.
Если имеется взаимосвязь только двух переменных, то это парная корреляция. На практике часто исследуется зависимость цены от нескольких параметров. Такая связь называется множественной корреляцией или регрессией. При парной корреляции функция имеет вид:
Ц = а0+аixi. (10)
При множественной корреляции:
Ц = а0+а1х1+а2х2+…+аnхn, (11)
где а0 ,а1,а2,аn –это вычисленные коэффициенты уравнения регрессии,
х1, х2, хn – независимые переменные, то есть показатели параметров качества.
Коэффициенты регрессии определяются на основе метода наименьших квадратов путем составления системы корреляционных уравнений, решаемых относительно а0, аi.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б