Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
Деятельность предприятия связана с непрерывным потоком многообразных изменений. Адаптация к изменению внешней среды требует структурных преобразований в организации, носящих инновационный характер. Для успешной реализации избранной инновационной стратегии должны быть достигнуты поставленные инновационные цели, что возможно с использованием модели управления инновационной деятельностью.
Воплощение инновационных процессов в новых продуктах является основой экономического роста хозяйствующего субъекта. Научно-технический прогресс привел к появлению новых технологий и производств и вызвал существенную трансформацию привычного экономического уклада.
На всех этапах процесса стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. В практическом аспекте инновационный менеджмент превращается в ведущий элемент стратегического управления. Влияние новых технологий на устойчивое развитие компаний столь значимо в современных условиях, что возникает необходимость исследования взаимосвязи между инновационной деятельностью и стратегическим управлением организацией.
Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии.
Базисом стратегического развития является инновационный потенциал предприятия – наличие научно-технического задела, наличие квалифицированных научных кадров, способность к разработке и освоению инноваций, свободный доступ к современной информации в области НТП и т.д. Инновационный потенциал косвенно характеризует и производственный, и экономический, и маркетинговый потенциал предприятия. Он также характеризует их способность к усилению в перспективе.
В качестве основного вида деятельности, инновационная осуществляется специализированными научно-исследовательскими организациями и представляет собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для основного производства.
Анализ промышленных предприятий, активно занимающихся инновационной деятельностью, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки и внедрения инноваций является необходимость достижения стратегической цели хозяйствующего субъекта. Для этого на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и эффективно мотивировать персонал.
По нашему мнению любое стратегическое решение имеет инновационный характер и направлено на решение различных проблем: производственных, экономических, маркетинговых и прочих. Поэтому необходимо определить место инновационного менеджмента в процессе стратегического управления.