3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
Анализ применяемых в Беларуси методов государственного регулирования потребительских цен свидетельствует о необходимости изменения нормативной базы в области ценообразования. Действующие документы часто противоречат либо друг другу, либо гражданскому кодексу. До сих пор четко не определены органы, имеющие возможности административно регулировать цены и основание для этого. В связи со сказанным, на наш взгляд, целесообразны следующие изменения:
- Совершенствование законодательства.
1) Законодательно закрепить все случаи госрегулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.). Такая норма позволит предотвратить необоснованное вмешательство государственных органов в ценообразовании за счет принятия подзаконных актов, повысит гарантии деятельности субъектов хозяйствования.
2) Внести изменения в часть вторую ст. 8 Закона «О ценообразовании», определив, что выбор конкретных форм ценообразования осуществляется соответствующими государственными органами с учетом не только государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации, но и с учетом интересов субъектов хозяйствования. Это будет стимулировать государственные органы более тщательно подходить к выбору способов регулирования, повысит гарантии защиты субъектов хозяйствования.
3) Внести изменения в ст. 10 Закона «О ценообразовании», определив в ней перечень государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием. При этом представляется целесообразным установить норму, согласно которой органы отраслевого управления не будут иметь права регулировать цены, оказывая тем самым воздействие на конкурентов.
4) Уточнить редакцию ст.14 Закона «О ценообразовании», исключив ответственность субъектов хозяйствования в виде взыскания в бюджет суммы средств, недополученных в результате применения цен, которые ниже установленных государственными органами.
5) Отменить Постановление Совета Министров от 23 июля 2001 г.
№ 1081, предоставившее право экономическим министерствам менять состав затрат, включаемых в себестоимость, в течение месяца после принятия бюджета. Утверждение и изменение состава указанных затрат должно осуществляться в том же порядке, что и законодательство о налогах. Это повысит предсказуемость условий хозяйствования, в том числе для иностранных инвесторов.
6) Отменить ограничения на включение в состав затрат консультационных, аудиторских и информационных маркетинговых услуг, а также затрат на рекламу и маркетинговые услуги. Отмена этих ограничений не скажется на налогообложении, так как включенные в затраты расходы одного субъекта хозяйствования станут доходами у другого.
7) Отменить положения Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 об установлении Правительством предельных индексов цен, поскольку это утратило смысл в условиях трудностей сбыта. Следует также учесть, что ежеквартальное, тем более с опозданием, утверждение таких перечней отрицательно сказывается на стабильности хозяйственной деятельности.
- Использование косвенных методов регулирования.
Сегодня в Беларуси невозможно полностью отказаться от государственного регулирования потребительских цен. Его необходимо оставить только для узкого круга социально значимых товаров и услуг, исходя из целей и задач переходного периода. Либерализация цен и условий хозяйствования является приоритетной задачей Правительства и одним из главных условий преодоления кризисных явлений в экономике.
На наш взгляд, с регулированием цен на непродовольственные товары отлично справляется рынок. Низкий платежеспособный спрос населения, бюджетные ограничения предприятий и населения, растущее конкурентное предложение товаров из-за рубежа будут заставлять предприятия сокращать издержки и повышать собственную эффективность не за счет роста цен. Особую роль здесь могут сыграть процессы приватизации, реструктуризации и комплекс мероприятий, реализуемых Правительством по изменению инвестиционного климата страны. Административное регулирование внутренних цен и рост тарифных и нетарифных барьеров растущему предложению зарубежной (в том числе и российской) промышленной и продовольственной продукции будут противоречить подписанным рамочным договоренностям с рядом международных организаций (ЕБРР, МВФ, МБ), созданию Союзного государства с Россией (унификации ценовой политики), стремлению Беларуси вступить в ВТО.
Административно регулировать цены необходимо только в отношении очень узкого перечня продовольственных товаров, заменив его адресной социальной помощью действительно нуждающимся. Следует оставить в сфере жесткого ценового регулирования один-два вида хлеба, молоко, один-два вида вареной колбасы. Это позволит осуществить модернизацию пищевого производства, даст стимул к открытию небольших частных производств хлебобулочной, мясной и молочной продукции, которая сейчас нерентабельна вследствие ценового регулирования и больших барьеров входа на рынок (регистрация, лицензирование, сертификация, ограничение рентабельности, контрольные проверки и пр.).
- Совершенствование антимонопольного законодательства.
Отдельным направлением совершенствования административных методов регулирования является антимонопольное регулирование. Программа социально-экономического развития страны на 5 ближайших лет предусматривает, что государственное ценовое регулирование «сохранится, прежде всего, в отношении товаров (работ, услуг) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов». На наш взгляд, это положение нуждается в существенной корректировке.
В Беларуси не действует основной принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии являются не крупные размеры компании сами по себе и даже не большая доля контролируемого ею рынка, а наличие у фирмы монополистических намерений и достаточных возможностей для их осуществления.
На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получает товар по сниженным ценам и более высокого качества. Таким образом, приступая к регулированию цен, нельзя забывать, что тем самым подавляются механизмы саморегулирования товарных рынков, которые заменяются более дорогостоящими и потенциально коррупционными механизмами.
Как показывает структура Реестра белорусских монополистов, особенно на местных товарных рынках, большинство предприятий, по сути, являются монополиями на местных локальных рынках и отнюдь не отличаются гигантскими размерами. То, что их позиции на этих рынках доминируют, объясняется неразвитостью инфраструктуры рынка, создающей препятствия для конкуренции производителей на интегрированном национальном рынке, и несовершенством методик определения доминирующего положения. Преодоление такой ситуации возможно не столько методами жесткого ценового регулирования и ограничения рентабельности, сколько мерами поощрения конкуренции, создания рыночной инфраструктуры, снятием административных ограничений на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы, преодолением узкой предметной специализации, приватизацией и реструктуризацией этих предприятий.
Ценовое регулирование «искусственных» монополий исходя из доли объемов продаж на национальном рынке не является фактором снижения затрат и роста объемов производства. Скорее, наоборот, это стимулирует бесхозяйственность, коррупцию, снижение общеэкономической эффективности деятельности предприятия, сдерживая необходимую финансовую реструктуризацию. Вместо антимонопольного ценового регулирования приоритетной должна стать политика содействия конкуренции.
Следует принять Закон «О естественных монополиях» (по аналогии с российским) и внести изменения в список предприятий-монополистов, отнеся к ним те, которые являются таковыми на всем таможенном пространстве Российской Федерации - Беларуси (естественных монополистов).
Более важной представляется акцептация внимания государства на возможностях экономических или косвенных методов ценового регулирования. Совершенствование экономических методов регулирования потребительских цен должно быть направлено, с одной стороны, на либерализацию рынков в условиях жесткой финансовой дисциплины и спросовых ограничений, роста конкуренции и снижения монополизации отечественных производителей, а с другой - на внедрение механизмов, при которых приватизация и отход от опеки государства становятся экономически выгодными.
- Могилевский государственный университет продовольствия
- 1 Цена в механизме функционирования экономики
- 1.1 Экономическое содержание цены
- 1.2 Функции цен
- 1.3 Факторы, определяющие уровень и динамику цен
- 1.4 Виды и система цен
- 1.5 Состав цены по элементам
- 1.6 Формирование цен по стадиям товародвижения с учетом ндс
- 2 Теория рыночного ценообразования
- 2.1 Взаимодействие цены и спроса. Функция спроса от цены.
- 2.2 Эффект субституции и эффект дохода
- 2.3 Взаимодействие цены и предложения. Функция предложения от цены
- 2.4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Рыночная конъюнктура
- 2.5 Полезность в ценообразовании
- 3 Государственное регулирование цен
- 3.1 Система государственного ценового регулирования в
- 3.2 Формы государственного ценового регулирования
- 3.3 Ценовое регулирование деятельности монополий
- 3.3.1 Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
- 3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен
- 3.3.3 Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений
- 3.4 Контроль за соблюдением законодательства о
- 3.5 Регулирование цен и доходов населения
- 3.6 Основные направления совершенствования государственной ценовой политики
- 4 Методы и стратегии ценообразования
- Издержки производства
- Продукции
- 4.1 Методы ценнообразования, основанные на издержках
- 4.2 Методы ценообразования, ориентированные на качество и
- 4.3 Методы, ориентированные на спрос и уровень конкуренции
- 4.4 Стратегии ценообразования
- 5 Цены в экономике предприятия
- 5.1 Стратегические и тактические аспекты ценовой политики
- 5.2 Основные этапы установления цены
- 5.3 Себестоимость продукции как основной элемент цены
- 5.4 Обоснование себестоимости по статьям расходов
- 5.5 Учет условий поставки в ценах
- 5.6 Прибыль в цене
- 5.7 Цены и налоги
- I Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- II Налоги, уплачиваемые за счет прибыли.
- III Косвенные налоги, являющиеся прямой добавкой к цене.
- 5.8 Принятие решения по ценам на основании прямого счета
- 5.9 Принятие решения по ценам на основании обратного счета
- 6 Особенности ценообразования на отдельных рынках товаров и услуг
- 6.1 Особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции
- 6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.
- 6.3 Торговые наценки – цена услуг торговых предприятий
- 7. Ценообразование на мировом рынке
- 7.1 Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка
- 7.2 Влияние обособленностей национальных рынков на
- 7.3 Обоснование цены внешнеторгового контракта
- 7.3.1 Выбор базисных мировых рынков
- 7.3.2 Выбор базисных мировых цен
- 7.3.3 Коммерческие поправки к базисным ценам
- 7.3.4 Учет качества товара в цене внешнеторгового контракта
- 7.3.5 Учет фактора времени при определении цены контракта
- 7.3.6 Система ценовых скидок, используемая при определении контрактной цены
- 7.3.7 Включение налогов и пошлин во внешнеторговую цену
- 7.4 Цены на экспортируемую и импортируемую продукцию и поправки к ним
- 7.5 Пути повышения эффективности внешней торговли
- Приложение а
- Приложение б