logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

3.3.2 Выявление и пресечение установления монопольных цен

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установ­ление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее воз­можного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в це­лях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления моно­польной властью. Различают несколько видов монопольных цен:

- монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью полу­чения сверхприбыли и (или) компенсации обоснованных затрат за счет ущемле­ния экономических интересов других предприятий или граждан;

- монопольно низкой считается цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде зат­рудняет доступ на рынок другим предприятиям и тем самым ограничивает кон­куренцию на рынке определенного товара;

- монопсонически низкой ценой является цена, устанавливаемая предприяти­ем, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в це­лях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Монопольно высокие цены можно установить по ряду признаков. Например, повышение цены для компенсации необоснованных затрат или получения свер­хприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого (снижение качества продукции при формально неизменной величине выпуска) сокращения объемов производства; скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качест­ва товара) и др. Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других пред­приятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием, доминирующим положением на рынке. Необхо­дим комплексный экономический анализ, включающий уточнение границ товарного рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, исследование дина­мики цен, себестоимости, прибыли и рентабельности, объемов производства и средней зарплаты на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конкурентной цены.

О доминирующем положении предприятия можно судить по динамике объе­мов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более высокими темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показа­телями, являются свидетельством наличия монопольного эффекта.

Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируе­мую продукцию в динамике. При этом о злоупотреблении доминирующим положе­нием на рынке свидетельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены про­веряемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение темпов роста заработной платы на предприя­тии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответствующими. При сопоставле­нии в качестве конкурентной может рассматриваться цена, сложившаяся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом) или сконструированная (базовая) цена, рассчитанная на основе цены продукции проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или регионального) индекса цен и реально складывающимся соотношением спроса и предложения.

О необоснованности затрат в составе себестоимости или необоснованном ис­пользовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же количества рабочего и управленческого персонала пред­приятия; неэффективное использование дорогостоящего оборудования; отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связан­ным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты на предприятии над соответствующим среднеот­раслевым уровнем и т.д.

При установлении факта монопольно высокой цены в результате проведенно­го анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повышение) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов про­изводства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в про­дукции); реализацию излишков продукции; снижение расходов на заработную пла­ту или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работаю­щих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного периода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрения дел, решение вопросов о применении штрафных сан­кций за установление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положе­нием о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательс­тва, утвержденного государственными органами по антимонопольной политике.