Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
В Российской Федерации государственные органы могут оказывать публично-правовые услуги самостоятельно, делегировать их исполнение органам местного самоуправления (в части государственных услуг, составляющих государственные полномочия, делегирование осуществляется в соответствии с федеральными законами), организовывать их исполнение коммерческими и некоммерческими организациями17, причем в последнем случае, если оказание услуг не сопряжено с исполнением государственных полномочий, определенных положением об органе власти.
Применительно к государственным услугам должно произойти вычленение блока услуг, которые могут быть переданы органами власти государственным и негосударственным организациям и исключение этих услуг из состава государственных полномочий органа власти.
В литературе отмечается, что передача их негосударственным структурам поможет сконцентрировать усилия государства на более успешном выполнении функций, сохраненных за государственными органами, сократить расходы бюджета и в конечном счете повысить эффективность реализации переданных функций благодаря заинтересованности исполняющих эти функции негосударственных организаций в сохранении и поддержании общественного статуса18.
Как отмечает Э.В. Талапина, нуждается в осмыслении природа осуществления государственного управления по предоставлению публичных услуг негосударственными субъектами19.
Негосударственный статус организации (в форме коммерческого общества или некоммерческой организации), по ее мнению, позволяет легче уйти от ответственности и контроля, переводя отношения с пользователями услуг в частноправовую форму.
Однако, государство не всегда может принять на себя субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений частного права, оказывающих услуги.
Приведем простой пример в отношении взимания платы с иностранных владельцев грузового автомобильного транспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн, необходимость введения которой очевидна в связи с бедственным состоянием автомобильных дорог, а также введением платности пользования дорогами иностранными государствами в отношении российских перевозчиков.
Предположим, что услуга, а в соответствии с действующим законодательством услуга в отношении дорог общего пользования может быть только публично-правовой, оказывается государственным учреждением частного права (публичная услуга). Перечислим проблемы, которые при этом возникают:
- во-первых, правоотношения сторон будут регулироваться гражданским законодательством Российской Федерации, учитывая, что в соответствии с п.3 ст.62 Конституции РФ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (так называемый национальный режим). В отношении пользования автомобильными дорогами в Российской Федерации национальный режим распространен на иностранных юридических лиц п.1. ст.45 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ. Однако, пользуясь благами российских автомобильных дорог и извлекая из этого выгоды, осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные грузоперевозчики ни прямо (в виде платы), ни косвенно (в виде обязательных платежей) не несут расходов по содержанию этих дорог. Например, сравнение протяженности главных автомобильных дорог Европейской части России с протяженностью главных автомобильных дорог Польши дает представление о разнице в объемах потребляемых благ;
- во-вторых, в силу вышесказанного, оказание публичной услуги в отношении иностранных физических лиц – собственников грузового автомобильного транспорта разрешенной максимальной массой более 12 тонн, подпадает под действие закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», предъявляющего довольно жесткие требования к услугам и поставщику услуг. Указанный закон не применим при осуществлении предпринимательской деятельности, однако, эта ситуация возникает на обратном пути следования незагруженной грузовой машины, составляющей собственность физического лица. При этом следует учитывать, что пользование публичной услугой (в отличие от государственной услуги, которая оказывается на основании закона или подзаконного нормативного акта) осуществляется на основании гражданско-правового публичного договора присоединения;
- в-третьих, взимание платы за оказание услуг должно осуществляться в соответствии с абз.1 ст. 37 Закона РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1, который предусматривает оплату «оказанных услуг», а в случае неоплаты взыскание осуществляется в порядке искового производства. Разве не вправе государство в этом случае выбрать наиболее благоприятный для себя правовой режим, обеспечивающий защиту государственных интересов и интересов российских перевозчиков? Даже если этот правовой режим и связанные с ним организационно-правовые формы не будут соответствовать представлению некоторых российских правоведов о должном поведении современного государства.
Рисин С.И.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий