101. Характеристика посреднического пр
Структура ответа на вопрос:
Сущность и значение посреднической деятельности.
Посредничество в трудоустройстве.
Информационный посредник.
Финансовый посредник.
Торговый посредник.
Гражданско-правовая и налоговая трактовка посреднической деятельности.
Сущность и значение посреднической деятельности
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Существуют следующие виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансово-кредитная, посредническая, страховая. Для экономической науки посредничество – это операция, заполняющая промежуток между созданием продукции (оказанием услуги, выполнением работ) и доведением ее до потребителя. В процессе осуществления предпринимательской деятельности многие предприятия пользуются услугами посредников при заключении сделок и проведении различных операций путем заключения посреднических договоров.
Юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, представляющие интересы производителя или потребителя, а также действующие от их имени, называются посредниками.
Посреднические операции существуют в различных сферах бизнеса: в торговле – при продаже комиссионных товаров, в производстве – при реализации продукции, в любой отрасли – при закупке материальных ценностей, в туризме – при осуществлении организацией функций турагентов, в операциях с недвижимостью – при поиске клиентов через агентов и др. Таким образом, существуют агенты по закупкам и продажам, рекламные агенты, агенты по торговле недвижимостью, туристические, страховые агентства и др.
Особенность посреднической деятельности состоит в том, что, с одной стороны, она направлена на удовлетворение потребностей клиентов, а с другой стороны – на оказание услуг предпринимателям, стремящимся расширить свой рынок сбыта за счет привлечения новых потребителей предлагаемых ими товаров или услуг. Поэтому предприниматель-посредник решает следующие задачи с целью продажи своих услуг:
определяет потребности отдельных сегментов рынка и находит способы их удовлетворения;
выявляет сферы бизнеса, использующие многоуровневые каналы распределения и нуждающиеся в посредниках различного вида.
Можно сказать, что предприниматель в любой сфере деятельности использует посредника как субъекта предпринимательской деятельности, от взаимоотношений с которым зависит эффективность его работы (рис. 1). Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает ему возможность сосредоточиться только на производстве, передав посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства. Посредническое предпринимательство, как уже говорилось, существует не только в сфере производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, но и в других сферах жизни общества – на рынке труда, капиталов и др.
Рис. 1. Роль предпринимателя-посредника в повышении эффективности работы партнера
Посредничество в трудоустройстве
Данный вид посредничества включает в себя сбор достоверной информации о наличии вакансий у работодателей, ведение учета лиц, желающих работать по отдельным специальностям, с целью дальнейшего их трудоустройства, предоставление информационно-консультационных услуг относительно наличия вакансий, условий и размера оплаты работ, наименования и местонахождения работодателей.
Согласно правилам осуществления предпринимательской деятельности по посредничеству в трудоустройстве на работу посредникам запрещается:
предоставлять гражданам недостоверную информацию относительно характера, условий и оплаты предлагаемой работы;
дискриминировать претендентов на трудоустройство по возрасту, полу, происхождению, религиозным, мировоззренческим, политическим убеждениям, национальности, месту жительства и другим признакам;
взимать какие-либо виды предварительных оплат за посредничество в трудоустройстве до окончательного заключения гражданином трудового договора с работодателем;
продавать адреса работодателей, посреднических фирм, государственных органов занятости других стран, обнародованные в средствах массовой информации (в частности, в сети Интернет), без их согласия;
осуществлять посредничество в трудоустройстве на работу за рубежом по трудовым договорам с работодателями, которые не содержат условий социальной защиты (в частности, страхования) работника, предусмотренных законодательством страны пребывания;
предлагать посредничество в трудоустройстве граждан на работу по видам деятельности, которые запрещены или занятие которыми влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации или международным нормам;
предлагать посредничество в трудоустройстве на работу за рубежом, связанную с применением оружия, военной техники, инструктажем по боевой подготовке и со службой в военных подразделениях иностранных стран или в любых других военных формированиях, группировках.
Реклама посредника должна отвечать требованиям законодательства о рекламе, в частности посредник должен указывать в рекламе свое полное наименование, адрес, номер лицензии и орган лицензирования, ее выдавший.
Информационный посредник
Понятие информационного посредника определено в проекте Федерального закона «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)», согласно которому это лицо, оказывающее отправителю и (или) получателю услуги по отправке, приему, хранению электронных данных. В ст. 14 названного проекта закона определено, что услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных данных, а также предоставлении доступа к сетям лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и приобретателям товаров и услуг.
Информационный посредник не несет ответственность за содержание электронных данных, если он:
не является отправителем электронных данных;
самостоятельно не определял получателя электронных данных;
не составлял содержание электронных данных.
Информационный посредник не несет ответственности за хранение электронных данных при автоматическом и кратковременном хранении данных с целью их эффективной передачи, осуществляемом по поручению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и приобретателей товаров и услуг.
Информационный посредник не обязан контролировать и проверять законность передаваемых и хранимых электронных документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Финансовый посредник
Посредниками такого рода являются инвестиционные банки, пенсионные фонды и страховые компании. Кредитная система выступает посредником между потенциальными и реальными инвесторами, берет на себя инвестиционные риски и обеспечивает рациональное распределение капитала и, как следствие, экономический рост. Одна из основных функций финансового посредника – стимулирование предпринимательской деятельности и платежеспособного спроса.
Страховой посредник работает с предпринимателем, который решил не принимать на себя значительное количество различных рисков, а передать их страховщику, т.е. страховой компании, и при наступлении непредвиденного события возместить ущерб не только за свой счет. При этом предприниматель определяет, какие именно риски выгодно передать страховщику, а какие можно просто минимизировать, т.е. уменьшить вероятность наступления негативного случайного события. Страховыми посредниками являются брокеры и агенты: страховые брокеры от своего имени и по поручению своих клиентов, которые называются принципалами (после заключения договора страхования принципал становится страхователем) покупают у страховщиков страховые услуги, а страховые агенты от имени и по поручению страховой компании продают эти услуги. Таким образом, страховые брокеры защищают интересы тех, кто страхуется (страхователей), а страховые агенты – интересы тех, кто страхует (страховых компаний).
Торговый посредник
Торговая посредническая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства, а также оказание услуг по продвижению товара от своего имени и за свой счет или от имени и за счет клиента.
Из данного определения следует вывод, что предпринимательскую деятельность при купле-продаже товара могут осуществлять как обе стороны, так и только одна из сторон сделки – в зависимости от их цели. На практике торговую посредническую деятельность, как правило, осуществляют обе стороны сделки (оба субъекта хозяйствования осуществляют торговлю товаром как вид предпринимательской деятельности).
Торгово-посредническая деятельность может подразумевать исключительно заключение договоров купли-продажи, розничной купли-продажи, поставки, контрактации и мены в установленном законодательством порядке.
В случае продажи товара его производителем организациям и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, для собственного производства и (или) потребления последними покупатели не осуществляют торговую посредническую деятельность, поскольку последняя представляет собой предпринимательскую деятельность, имеющую своей непосредственной и основной целью получение прибыли. Если субъект приобретает товар для собственного производства, цель получения прибыли им не преследуется.
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товар для переработки на давальческих условиях, также не осуществляют торговую посредническую деятельность. Как известно, существует два основных способа юридического оформления отношений по переработке на давальческих условиях: 1) заключение договора на переработку; 2) заключение договора купли-продажи товара с предприятием, которое в дальнейшем использует товар как давальческое сырье.
В первом случае договор на переработку товара на давальческих условиях является гражданско-правовым договором подряда; поскольку такой договор не предусматривает перехода права собственности на товар к переработчику, последний обязан передать результат произведенной переработки (готовый продукт) заказчику с условием возмещения последним затрат на переработку и выплаты вознаграждения за работу.
При приобретении товара по договору купли-продажи и использовании его для переработки организация, приобретающая товар, использует его для собственного производства.
Гражданско-правовая и налоговая трактовка посреднической деятельности
Определение термина «посредническая деятельность» во многом зависит от того, где он применяется – в гражданском или налоговом законодательстве.
В юриспруденции к посредникам часто относятся только те лица, фирмы и организации, которые содействуют продавцам и покупателям в заключении и исполнении контрактов, т.е. оказывают услуги по установлению взаимодействия между производителями товаров (услуг) и потребителями, содействуя, таким образом, обращению товаров.
В узком смысле слова к посреднической относят деятельность по содействию заключения контрактов между поставщиком и потребителем рынка товаров и услуг. Гражданско-правовое регулирование посреднического предпринимательства определено Гражданским кодексом РФ (гл. 49-52 ГК РФ).
Посредническая деятельность участников гражданского оборота осуществляется посредством заключения договоров поручения, комиссии, агентского договора, а также оформления доверенности. Отношения сторон по этим видам сделок регулируются нормами ГК РФ. Отдельные аспекты деятельности посредников регулируются законодательством о рынке ценных бумаг, биржах, страховании.
Посредник имеет право участвовать в отношениях с третьими лицами в рамках, строго определенных заключенным договором.
К посредническим договорам для целей налогообложения относятся сделки по договорам комиссии, поручения и агентирования:
по договору комиссии (гл. 51 ГК РФ) одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
по договору поручения (гл. 49 ГК РФ) одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия;
по агентскому договору (гл. 52 ГК РФ) одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 («Поручение») или 51 («Комиссия») ГК РФ, – в зависимости от того, действует ли агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 («Агентирование») или существу агентского договора (ст. 1011 ГКРФ).
102.Организация взаимоотношений посредников с партнерами по сделкам осуществляется в соответствии с заключенными посредническими договорами. В российском законодательстве указаны три вида посреднических договоров – договор поручения, агентский договор, договор комиссии.
Взаимоотношение поверенного с партнерами:
Взаимоотношение комиссионера с партнерами:
Взаимоотношение агента с партнерами:
Выделяют следующие основные виды агентов: простой агент, пирамидальная структура агентской сети, многоуровневая агентская сеть продаж (MLM).
- 1. Классики экономической теории о предпринимательстве. Учение р. Кантильона, а. Смита, ж-б. Сэя о предпринимательстве.
- 1. Ричард Кантильон 1680-1734
- 2. Адам Смит 1723-1790
- 3. Ж.-б. Сэй 1767-1832
- 2. Основные теории предпринимательства в XX веке
- 3. Учение й. Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях
- 4. Учение й. Шумпетера о мотивах предпринимателей
- 5. Учение п. Друкера о предпринимательстве
- 6. Общая характеристика предпринимательства. Незаконное и лжепредпринимательство.
- 7. Характерные свойства предпринимательства, вытекающие из российского законодательства
- 8. Функции предпринимательства
- 9. Принципы организации предпринимательской деятельности
- 10. Типология предпринимательства. Характеристика производственного и других видов предпринимательства.
- 11. Общая модель предпринимательства в России. Виды и сферы предпринимательской деятельности.
- 12. Субъекты предпринимательской деятельности. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
- 13. Сущность и характеристика юридических лиц как субъектов предпринимательства
- 14. Личностные характеристики предпринимателей. Основные качества цивилизованных предпринимателей.
- 15. Права предпринимателей. Права предпринимателей как налогоплательщиков.
- 16. Обязанности предпринимателей. Обязанности предпринимателей как налогоплательщиков.
- 17. Общая характеристика предпринимательской среды
- 18. Общая характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
- 19. Характеристика внутренней предпрнимательской среды
- 20. Характеристика хозяйственных товариществ. 21. Полное товарищество. 22.Товарищество на вере.
- 23. Характеристика общества с ограниченной ответственностью.
- 24. Характеристика оао. 25. Характеристика зао.
- 26. Характеристика производственного кооператива.
- 27. Характеристика индивидуальных предпринимателей.
- 28.Формы и виды ответственности предпринимателей.
- 29.Административная ответственность предпринимателей.
- 30.Уголовная ответственность предпринимателей.
- 31. Характеристика предпринимательской тайны и её границы.
- 32. Прекращение предпринимательских организаций.
- Причины ликвидации юр. Лиц:
- Процедуры банкротства
- 33. Этапы прекращения предпринимательских организаций.
- 34. Сущность малого предпринимательства, характеристика его субъектов.
- 35. Роль малого предпринимательства в экономике
- 36. Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- 37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства
- 38. Характеристика упрощенной системы налогообложения
- 39. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- 40. Правовые основы гос. Регулирования пд
- 41. Правовые защиты прав потребителей
- 43. Права и ответственность предпринимателей и работников
- 44. Формы и системы оплаты труда работников
- 45. Условия и предпосылки ссд
- 46. Этапы ссд «с нуля»
- 47. Методы ссд
- 48. Ссд путем покупки действующего предприятия
- 49. Франчайзинг как способ организации предпринимательской деятельности
- 50. Аренда предприятия с последующим выкупом как метод ссд
- 51. Реорганизация организаций как метод ссд
- 52.Механизм государственной регистрации юл и индивидуальных предпринимателей и постановка на налоговый учет
- 53.Разработка учредительных документов при создании собственного дела в зависимости от организационно-правовой формы
- 54.Порядок открытия счетов в кредитных организациях Открытие накопительного счета
- 55. Лицензирование отдельных видов деятельности
- 56. Сущность и структура бизнес-плана
- 57. Содержание финансового плана в бизнес-плане
- 58. Характеристика предпринимательских рисков.
- 59. Виды факторов, влияющих на уровень предпринимательских рисков.
- 60. Классификация предпринимательских рисков.
- 61. Классификация финансовых рисков.
- 62. Оценка уровня предпринимательских рисков.
- 63. Управление предпринимательскими рисками.
- 64. Методы снижения предпринимательских рисков.
- 72.Определение потребности в оборотных средствах фирмы и показатели эффективности их использования.
- 73.Сущность и классификация финансов предпринимательских организаций.
- 74.Экономическое содержание, функции и виды прибыли.
- 75.Формы внешнего финансирования деятельности предпринимательской фирмы.
- 76.Характеристика финансовых инвестиций фирмы.
- 77.Финансовое планирование в деятельности фирмы.
- 78.Характеристика и методы расчета основных оценочных параметров финансового состояния фирмы.
- 80. Классификация страхования
- 84. Роль и функции менеджера в уф
- 85. Факторы, опред. Выбор структуры уф
- 86. Формы выработки и методы оптимизации и реализации управленческих решений.
- 87. Управление нововведениями фирмы
- 88. Производство как об-т управления
- 89.Принципы планирования предпринимательской деятельности
- 90.Этапы планирования предпринимательской деятельности
- 91. Организация работ по охране труда на предприятии
- 92. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- 93. Общая характеристика лизинга как формы предпринимательской деятельности.
- 94. Формирование инфраструктуры национального лизингового рынка и основные организационные формы управления прямым и косвенным лизингом
- 95. Организационные основы взаимодействия субъектов лизинговых отношений
- 96.Сущность лизинговой платы
- 97. Сущность и необходимость инновационного предпринимательства в рыночных условиях.
- 98.Условия развития инновационного предпринимательства.
- 99. Выбор и оценка инновационного проекта.
- 101. Характеристика посреднического пр
- 103. Хар-ка основных торговых посредников
- 104. Формирование фин.Рез-та комиссионера
- 106. Сущность и управление качеством продукции.
- 107. Контроль качества продукции и профилактика брака
- 108. Стандартизация в управлении качеством продукции
- 109. Сертификация в управлении качеством продукции
- 110. Система внешних связей организации. (он же 111)
- 112. Реклама в системе внешних связей фирмы.
- 113. Предмет и задачи экономического анализа деятельности фирмы. Классификация видов экономического анализа.
- 114. Классификация приемов и способов экономического анализа фирмы.
- 115.Сущность и необходимость системы налогообложения предпринимателей.
- 116.Сущность, роль, характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
- 117.Необходимость и сущность налогового контроля.
- 118.Способы обеспечения исполнения обязанностей предпринимателей по уплате налогов и сборов.
- 119.Характеристика специальных режимов налогообложения
- 120. Культура предпринимательства в России, факторы, влияющие на процесс ее развития.
- 121. Деловая этика: понятие, современные взгляды на место этики в бизнесе.
- 122. Сущность и содержание (корпоративной) культуры и ее типология.
- 123. Документирование коммерческой д-ти предприятия.