logo search
От Рисина Конференции / АКт

Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы

В последнее время стало очевидно, что стратегии развития необходимы не только крупным территориальным образованиям ( регионы, мегаполисы), но и моногородам.

Одной из значимых проблем моногородов с промышленным градообразующим предприятием является безработица. Бесспорно, что лучшим выходом из сложной социально-экономической ситуации был бы ощутимый рост объемов производства. Однако, думается, в стратегическом аспекте нельзя рассматривать развитие моногорода исключительно с этой позиции. Полагаем, что стратегия развития моногорода должна представлять комплексную систему социально-экономического развития. Причем социальная составляющая может считаться равнозначимой компонентой, а не только производной от уровня экономического развития градообразующего предприятия.

Возросшую значимость социально-экономической составляющей мы поясним на примере системы образования.

С тех пор, как Г.Беккер доказал ценность вложения в образование нового поколения, данные расходы считаются целесообразными. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста наравне с капиталовложениями.

Однако, как правило, в образовательных инвестициях речь идет о системе высшего или среднего либо среднеспециального образования. Мы считаем, что в современных условиях применительно к моногородам весьма эффективны будут вложения в дошкольное образование.

Система дошкольного образования включает четыре вида детских учреждений. Это детские сады общеразвивающего вида, компенсирующие68, Центры развития ребенка и комбинированного вида.

Деление на виды зависит от площади помещения детского учреждения, в соответствии с ее размерами определяется штатный персонал. Так, самые малые по площади общеразвивающие детсады, в штат которых входит музыкант, психолог и физрук. Более обеспеченным площадью Центрам развития ребенка добавляется в штатное расписание врач-логопед и т.п. Детские сады комбинированного вида располагают наиболее широкими возможностями для полноценного воспитания детей, т.к., имея значительные площади, могут приглашать на работу руководителей различных кружков.

Полагаем, что при разработке стратегических направлений социально-экономического развития моногородов следует отойти от принципа планирования в зависимости от площади учреждения69 (что, к слову, распространяется и на медицинские учреждения) и ориентироваться на доминирование детских садов комбинированного типа.

Нам представляется, что развитие садов именно этого вида позволит получить двоякую выгоду. Во-первых, более качественная дошкольная подготовка (за счет увеличения развивающих обучающих направлений и привлечения специалистов-руководителей кружков, студий и т.п.). Во-вторых, это, фактически, новые рабочие места, что весьма значимо для моногорода.

Перспективным направлением социально-экономического развития моногорода закрытого типа может стать развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию здорового образа жизни – это разнообразные досуговые и спортивные центры. Подобные учреждения не требуют больших площадей и могут выполнять две важные социальные функции: обеспечить условия для развития личности и разнообразить досуг, а также способствовать увеличению рабочих мест, т.е. сокращать безработицу. Учитывая, что в закрытых моногородах культурно-развлекательная сфера не отличается разнообразием форм и предложений, данное направление позволит в относительно короткие сроки получить хорошие результаты. К их числу мы относим рост занятости, улучшение качества жизни и снижение социальной напряженности. Так, американские исследователи отмечают, что организация простейших баскетбольных площадок в негритянских районах существенно улучшила криминогенную ситуацию за счет переориентации подростков на спортивные занятия.

К числу позитивных результатов мы также относим укрепление такой качественной характеристики населения, как здоровье.

Россейкина Е.Л.