logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

1.4 Виды и система цен

Взаимоотношения между предприятиями регулирует система взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимосвязью предприятий, производств и отраслей народного хозяйства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики.

Используемые в настоящее время виды и разновидности цен можно классифицировать по ряду признаков:

- В зависимости от стадии товародвижения. Товар обычно проходит три стадии, на которых устанавливаются следующие виды цен:

1) отпускная цена предприятия-производителя (ЦОТП) – это цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятиями-производителями и другими предприятиями, кроме населения. Она устанавливается с учетом качества продукции на основе затрат производителя, конъюнктуры рынка, условий поставки, сезонности спроса.

ЦОТП= Себестоимость продукции +Прибыль + Косвенные налоги

2) отпускная (оптовая) цена оптовых предприятий и организаций (ЦОПТ)). Она формируется при продаже предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям и покупателям с учетом рыночных факторов. Эта цена одновременно является ценой приобретения товара розничной торговой организацией.

ЦОПТ = ЦОТП + Наценка оптовых организаций

Наценка оптовых организаций должна быть достаточной для возмещения издержек этих организаций, уплаты всех налогов и неналоговых платежей, а также получение прибыли, которая пойдет на нужды оптовых предприятий.

3) розничная цена (ЦРОЗН) – цена, по которой товар приобретает население у розничных торговых предприятий любых форм собственности, а также на рынках

ЦРОЗН= ЦОПТ + Наценка рознично-торговой организации

Наценка рознично-торговой организации должна быть достаточной для покрытия издержек, уплаты налогов и платежей, получения прибыли торговой организацией.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущий вид.

- По способу установления цены, т.е. по степени участия государства. По данному признаку различают: цены регулируемые и свободные. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые государственными органами ценообразования. Регулируемые цены могут иметь фиксированную величину и предельную. Фиксированные цены – это такие регулируемые цены, которые устанавливаются органами ценообразования в твердовыраженной денежной величине (на структурообразующую продукцию). Предельные цены – это такие регулируемые цены, величина которых ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Регулируемые цены в РБ применяют на продукцию предприятий-монополистов, на социально значимые товары.

Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон под воздействием рыночных регуляторов (спроса и предложения), а также на биржах, аукционах, торгах. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами достаточно гибкое. С продвижением реформ в Республике Беларусь свободные цены все более вытесняют регулируемые.

- В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают:

1) оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

2) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, цены, по которым сельхозпроизводители реализуют продукцию государственным и негосударственным предприятиям и фирмам для дальнейшей переработки. Они имеют огромное значение в отраслях АПК, т.к. прямо влияют на себестоимость продукции перерабатывающих отраслей, а значит на прибыль и отпускную цену на продукцию этих отраслей;

3) сметные цены в строительстве;

4) тарифы на производственные и непроизводственные услуги (транспортные, юридические и др.).

Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой.

- По условиям поставки различают:

1) цена НЕТТО – это цена на месте купли-продажи;

2) цена БРУТТО – это цена с учетом условий купли-продажи, т.е. вида и размера налогов, таможенных пошлин, страховки, наличие скидок и условий франкирования. Термин «франко» означает до какого пункта на пути продвижения товара поставщик возмещает транспортные расходы. Например, цена франко - станция назначения означает, что цена включает расходы до станции получателя, а получатель сам выгружает и доставляет на склад. Цена франко – станция отправителя означает, что поставщик несет расходы по транспортировке и погрузке до места отправления, а далее расходы несет получатель.

Во внешнеторговой деятельности применяются стандартные термины КАЕ, CIF, FOB и др. Например цена FOB означает, что поставщик оплачивает расходы только по доставке и погрузке; цена CIF означает, что расходы по перевозке, таможенные сборы и страховку несет продавец.

- По формам продаж различают:

  1. Контрактные цены – устанавливаются по согласованию сторон данного контракта.

  2. Трансфертные цены – применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных, но входящих в одну ассоциацию; применяются международными корпорациями в сделках между подразделениями находящимися в разных странах.

  3. Биржевые цены – применяются на товары, реализуемые через биржевую торговлю (товарищеские биржи, биржи недвижимости и др.).

  4. Цены торгов – это особая форма торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты, а он выбирает приемлемый для него. Различают стартовую и продажную цену торгов.

- С учетом территориального распространения различают:

  1. Единые (республиканские) – это цены одного уровня на всей территории республики. Устанавливаются и контролируются центральными государственными органами управления (тарифы на перевозки, плата за электроэнергию, квартплата).

  2. Местные цены – формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием, как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.

В зависимости от рынка, на который поставляется продукция различают:

  1. Цены внутриреспубликанского рынка.

  2. Цены внешнего рынка (со странами СНГ).

  3. Мировые цены – применяются в торговле по мере развития международной специализации. Оказывают активное влияние в качестве оптимальных ориентиров на внутренние и внешние рынки. Различают также цены на импортируемые товары и экспортируемые товары. Это деление зависит от движения потоков во внешней торговле.

- По степени устойчивости во времени различают:

- Твердые цены.

- Скользящие.

- Сезонные.

- Ступенчатые.

  1. Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент заключения договора и действуют в течение всего срока поставки продукции по данному договору. В течение этого периода они не меняются.

  2. Скользящие цены – устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления. Рассчитываются по принципу скольжения, который позволяет учитывать изменения в издержках производства.

  3. Сезонные цены – используются в течение только определенного периода времени. В отраслях имеющих сезонный характер производства они определяются дифференцировано по периодам года.

  4. Ступенчатые цены - представляют собой последовательно снижающийся ряд цен на продукции в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определяемой шкале (на продукцию подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла).

- По степени обоснованности; от использования в планировании, анализе и учете различают:

  1. Базисные цены – применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные товары.

  2. Справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, справочниках; используют как ориентировочную информацию при анализе уровня цен.

  3. Фактическая цена сделки – учитывает применение различных надбавок и скидок.

  4. Цена потребления – это затраты потребителя не только по приобретению и доставке, но и на эксплуатацию данного товара.

  5. Планово-расчетные цены – используются во внутрипроизводственном планировании.

  6. Учетные цены используются для оценки движения материальных ценностей и их учета. В зависимости от принятой учетной политики в учете используются:

покупные цены учетные цены продажные цены

  

покупка учет продажа

Цена покупная позволяет определять, во что обходится предприятию покупка товарно-материальных ресурсов и позволяет проконтролировать расчеты с поставщиками. Она зависит от источника поступления, то есть товаропроизводителя или от посредника в пределах или за пределами Республики Беларусь. Учетная и продажная цены - те, по которым реализуется товар. Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие цены (цены на текущий период времени) и сопоставимые цены (применяются в статистике, в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей, их динамики и позволяют исключить влияние изменения цен).