logo search
От Рисина Конференции / АКт

Причины и последствия уклонения от уплаты налогов

В демократическом обществе налоги представляют собой своего рода цену, уплачиваемую налогоплательщиком за общественные блага. Идеальная схема финансовых взаимоотношений – замкнутая, когда фирма платит налоги, а государство предоставляет общественные блага, эквивалентные уплачиваемым налогам. В реальности сумма востребованных от общества в виде налогов денежных средств никогда не будет эквивалентна тем услугам, которое государство оказывает обществу. Причины этого явления связаны с тремя основными проблемами. Первая проблема заключается в неэффективности государственных расходов. Часть доходов, поступающих в бюджет в виде налогов, идет на нерациональные траты. Чем они выше, тем сильнее в обществе стремление к уклонению от уплаты налогов. Вторая проблема – это так называемая проблема «безбилетника». Неисключаемость общественного блага создает для отдельных предприятий возможность пользоваться общественными благами и при этом не платить налоги. Третья проблема заключается в том, что использование средств на создание определенных общественных благ трудно проследить и количественно оценить каждому конкретному налогоплательщику. Необходимость финансирования таких затрат для него туманна, таким образом возникает проблема мотивации.

Выделяют также следующие причины уклонения от налогов: несовершенство формальных правил, указание на уклонение от налогов других хозяйственных агентов, нарушение формальными правилами принципа справедливости, экономическая целесообразность и потребность экономического выживания, давление и вымогательство со стороны бюрократических и силовых структур.

Принятие решения об уплате налогов связано с оценкой налогового риска, стоимости мероприятий по реализации налоговой схемы и величины налоговых обязательств. Если сумма всех издержек по сокращению налогов оказывается меньше, чем суммарная обязанность по уплате налогов, то в экономике складываются объективные причины для развития теневого сектора, предприятиям становится выгодно «уходить в тень». Ситуация усугубляется в условиях слабого налогового администрирования.

С точки зрения налогоплательщика налоговый риск – это вероятность понести потери в результате воздействия различных неблагоприятных факторов, связанных с процессом налогообложения.

Минимизация налогов любыми способами, в том числе незаконными, для компаний означает рост налоговых рисков, связанных с административными и уголовными санкциями, ужесточением контроля со стороны налоговых органов, потерей репутации и, как результат, снижением их рыночной стоимости. Однако даже высокие налоговые риски и более жесткие административные мероприятия не гарантируют отказ бизнеса от неуплаты налогов.

В условиях краткосрочного планирования, вызванного неустойчивостью экономической системы в целом, прерогативой деятельности компании становится достижение быстрого эффекта, т.е. получение максимальной прибыли за наиболее короткий срок. При реализации же стратегического планирования, ориентированного на достижение долгосрочных целей, важнейшее значение приобретает имидж компании, ее инвестиционная привлекательность. Поэтому менеджеры стремятся к снижению налоговых рисков, добросовестному поведению предприятия как налогоплательщика.

Вопреки весьма популярному мнению, что высокое налоговое бремя неизбежно усиливает масштабы уклонения от уплаты налогов, мировая практика доказывает обратное.

Таблица. Налоговая нагрузка и размеры теневого сектора экономики

Страны

Налоговая нагрузка, % к ВВП

Размер теневой экономики, % к ВВП

2005 г.

2006 г.

2005 г.

2006 г.

Канада

33,4

33,3

14,1

14,1

США

27,3

28,0

7,9

8,0

Австралия

30,8

30,6

12,8

13,0

Япония

27,4

27,9

8,8

8,9

Австрия

42,1

41,7

9,3

9,5

Бельгия

44,8

44,5

19,6

19,9

Дания

50,7

49,1

16,1

16,5

Финляндия

43,9

43,5

15,8

15,8

Франция

43,9

44,2

13,2

13,2

Германия

34,8

35,6

15,3

15,4

Греция

31,3

31,3

26,3

26,0

Венгрия

37,2

37,1

24,3

24,3

Исландия

40,7

41,5

14,1

14,1

Италия

40,9

42,1

23,2

23,1

Люксембург

37,8

35,9

9,3

9,4

Нидерланды

38,8

39,3

11,1

11,2

Норвегия

43,5

43,9

16,8

16,6

Польша

32,9

33,5

27,3

26,7

Словакия

31,8

29,8

18,2

18,3

Испания

35,8

36,6

20,5

20,2

Швеция

49,5

49,1

16,3

16,3

Швейцария

29,2

29,6

8,5

8,3

Турция

24,3

24,5

34,3

34,6

Великобритания

36,3

37,1

10,3

10,9

РФ

25,4

24,6

47,3

46,9

Источник: Shadow Economies and Corruption All Over the World: Revised Estimates for 120 Countries, 2009; OECD Revenue Statistics: 1965-2008, 2009; ФСГС РФ.

В ряде стран налоговая нагрузка выше, чем в России, но в меньшей степени развиты коррупция и налоговое лоббирование, действуют более совершенные демократические институты, гарантирована защита частной собственности. Размер теневой экономики в этих странах существенно ниже. Однако конечно при этом не стоит забывать, что еще А. Лаффер доказал, что чрезмерная налоговая нагрузка свыше 30-40% ВВП вредит экономике.

Уклонение от уплаты налогов имеет несколько негативных последствий. Одно из них связано со снижением поступлений доходов в бюджет. В результате ограничиваются возможности государства в финансировании важных социальных и инвестиционных программ, растут коррупция и отток капитала за границу. Другое негативное последствие связано с нарушением конкуренции, так как фирмы, уклоняющиеся от уплаты налогов, оказываются в более выгодном положении по сравнению с добросовестными налогоплательщиками. У организаций, сокращающих издержки путем неуплаты налогов, появляется конкурентное преимущество, которое не связано ни с высокой производительностью труда, ни с более совершенными технологиями. Поэтому такое снижение налоговой нагрузки не стимулирует экономическое развитие.

Чтобы справиться с уклонением от уплаты налогов, необходимо бороться не с его последствиями, а воздействовать на причины этого явления. Эффективное использование налоговых инструментов, в частности, снижение налоговых ставок, применение налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, возможно только в условиях сформировавшейся благоприятной экономической и институциональной среды, т.е. при наличии развитых финансовых рынков, гарантировании защиты собственности, здоровой конкуренции, высокой прозрачности, отсутствии административных барьеров и злоупотреблений общественной властью в корыстных интересах.

Греков Д. А.