logo search
книга

9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы

Вслед за рассмотрением конкурентной среды обитания субъек­тов рыночной экономики обратимся к специфическим условиям функционирования рынков факторов производства (ресурсов), с вы­хода на которые по существу и начинается деятельность любого пред­приятия (фирмы).

На рынках ресурсов продавцами могут быть и домашние хозяй­ства, и другие фирмы, и само государство, а в роли покупателей все­гда выступают фирмы. Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количе­стве необходимых ей факторов производства. Это количество, вы­раженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы.

Каждой фирме уже на стадии организации производства и покупки ресурсов требуется предельно четкая ориентация на будущего потребителя. Само существование предприятия на рын­ке может быть оправдано лишь фактом удовлетворения платежес­пособных человеческих потребностей. Поведение фирмы в услови­ях рыночной конкуренции подчинено принципу: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести. Только ради удовлетворения спроса на свою про­дукцию фирма вообще покупает ресурсы. То есть рынок объективно устанавливает первичность спроса на готовую продукцию и вторичность спроса на экономические ресурсы. Поэтому ключевой харак­теристикой спроса на ресурсы является его производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

Следует обратить внимание на принципиальное различие связанное со спросом на ресурсы, в двух системах — централизованно планируемой и рыночной. Для России, переходящей от первой из названных систем ко второй, теоретический анализ этого различия имеет особое значение.

В нашей прежней системе главным приоритетом был преслову­тый «вал» — выполнение и перевыполнение плана по производству продукции. От него зависели все экономические показатели, вклю­чая размер прибыли предприятия. Принцип ценооб­разования при социализме был близок к системе «издержки плюс», т.е. заключался в прибавлении нормативного процента прибыли к величине издержек. В таких условиях чем боль­ше производишь и соответственно чем больше у тебя общий объем издержек, тем больше прибыли и получаешь. Поэтому неутолимо велик был спрос на ресурсы. Не случайно на каждой проходной за­вода висели нескончаемые списки требующихся рабочих, а главной головной болью директоров было стремление «выбить» как можно больше сырья, материалов, техники и т.п.

Определенную роль в современном, чрезвычайно тяжелом по­ложении многих отечественных предприятий безусловно играет стремление использовать эту старую схему в изменившихся эконо­мических условиях. Однако в рыночной системе она перестает рабо­тать, поскольку предприятия лишаются прежней «оранжерейной» (бесконкурентной) среды обитания и вынуждены переходить на «от­крытый грунт» реальных конкурентных отношений свободного предпринимательства. Произведенный объем продукции уже не яв­ляется теперь гарантом получения не только максимальной, но и любой прибыли. Ведь необходимо, чтобы продукцию реально купи­ли. А платежеспособный спрос (особенно в условиях кризиса) суще­ствует далеко не на все товары. Поэтому закупка ресурсов « под обес­печение производства», а не «под платежеспособный спрос» часто ведет к растрате и без того скудных ресурсов.

Становление и развитие рынка неминуемо ведет к тому, что на­чинает действовать другая схема (рис. 9.1.):

Рис. 9.1. Формирование спроса на ресурсы в рыночной экономике

Иными словами, если в централизованно планируемой системе оптимальные параметры деятельности предприятия достигались за счет максимизации спроса на ресурсы, то в рыночных условиях ус­танавливается жесткая зависимость величины и структуры спро­са на факторы производства от решения задачи максимизации прибыли. Необходимо купить ровно столько факторов производства, сколько надо для максимизации прибыли: ни на единицу больше и ни на единицу меньше. .

Важно уточнить теоретический подход к известному принципу «при мата производства», утверждающему гла­венство (первенствующую роль) сферы производства по отношению к другим классическим сферам экономической жизни общества (рас­пределению, обмену и потреблению).

Производство (причем всех благ — вещественных и невеществен­ных) всегда образует исходный момент для удовлетворения челове­ческих потребностей. Распределять, обменивать и потреблять мож­но лишь произведенные товары и услуги. В этом смысле производство удерживает за собой очевидное первенство в любой экономической системе. Например, пренебрежительное отношение к реальному (про­изводящему) сектору отечественной экономики следует считать гру­бой ошибкой современных реформ в России.

Рыночная система, однако, объективно погружает само произ­водство в горнило обменных процессов, в результате чего сфера об­мена становится естественной средой обитания любого предприя­тия, а производство подчиняется его требованиям. Производство по-прежнему принципиально важно, но каким оно должно быть, решает рынок. Чисто производственной деятельности предшеству­ет предъявление спроса на ресурсы (обмен здесь приобретает гла­венствующую роль), а ее финалом служит реализация готовой про­дукции. Максимизация прибыли достигается в рамках цепочки обмен — производство — обмен.

Как мы установили, объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации при­были. Логика решения этой задачи в принципе та же самая, что и при оптимизации объема производства. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с пре­дельными издержками (напомним правило MR = МС). Разница лишь в том, что раньше решался вопрос, до какого объема надо наращивать выпуск продукции, а теперь выясняется, в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы.

Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляю­щих:

1) от производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколь­ко готовой продукции можно получить, используя одну едини­цу ресурса;

2) от цены товаров, произведенных с его помощью;

3) от цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.

Для большей конкретности рассмотрим процесс формирования спроса на ресурсы на примере такого ключевого фактора производ­ства, каким является труд. Спрос на иные ресурсы, в принципе, оп­ределяется схожим образом.

Воспользуемся понятиями: пре­дельный продукт (МР), предельный продукт в денежной форме (MRP) и предельные издержки на ресурс (MRC). В случае их приме­нения к трудовым ресурсам необходимо ввести в анализ следующие уточненные определения:

  1. предельный продукт труда (МРL) — прирост выпуска продук­ции в натуральном выражении, полученный в результате применения дополнительной единицы труда;

  2. предельный продукт труда в денежной форме (MRPL) – прирост денежного дохода, полученный в результате продажи продукции Х, созданной одной дополнительной единицей труда (MRPL = MRX * MPL), где MR – предельный доход);

  3. предельные издержки на трудовой ресурс (MRCL) – прирост общих издержек производства в результате применения одной дополнительной единицы труда;

Определим оптимальный объем спроса фирмы на трудовые ресурсы (рис. 9.2.).

Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, т.е. MRPL с MRCL.

Рис. 9.2. Определение оптимального спроса на труд

При этом максимальная прибыль теоретически дос­тижима в случае полного ра­венства этих величин (на практике — в момент их существенного сближения).

В точке В, где пересе­каются прямые MRP (пре­дельный денежный продукт труда) и MRC- (предельные издержки на трудовой ре­сурс), наблюдается полное равенство предельного денежного продук­та и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки рав­ны дополнительному доходу. В этом примере фирма для обеспечения максимально прибыльного равновесия должна предъявить спрос на 5 работников при ставке зарплаты 50 единиц. Если же фирма при­мет на работу еще одного человека (точка С на графике), то он будет создавать меньший предельный денежный продукт (40 единиц), чем потрачено денежных средств на его оплату (50 единиц). В то же вре­мя отказ от найма одного дополнительного работника (точка А на графике) обернется потерей дополнительного дохода, который он мог бы принести, в размере 10 единиц. Естественно, что сопостав­ляя все варианты, фирма наймет 5 работников, т.е. такое число, при котором в силу выполнения правила MRP = MRC максимизиру­ется прибыль.

Проведенный анализ позволяет решить и еще одну важную проблему: в каких пропорциях фирма должна закупать разные ресурсы — труд, капитал, землю и т.д. Дело в том, что одного и того же результа­та можно достигнуть, используя разные их комбинации. Скажем, один и тот же урожай можно получить и с огромного поля, приме­няя там минимум труда и техники (акцент на фактор земля). И с крошечного участка, удобрив и обработав его наилучшим образом (акцент на факторы труд и капитал).

Мерилом эффективности использования ресурсов будет отдача от них. В количественном отношении она выразиться дробью:

где MRPi — предельный денежный продукт соответствующего ре­сурса, а Рi — его цена. При этом фирма будет всегда выбирать тот ресурс, для которого эта величина будет выше.

Вспомним, однако, про закон убывающей отдачи. Покупая все новые и новые порции самого эффективного ресурса, фирма будет тем самым снижать его отдачу, а следовательно, и эффективность. Оче­видно, этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность ис­пользования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не сравняется с эффективностью всех прочих. То есть пока не сложится равенство:

Вспомним также, что фирма оптимизирует закупки каждого ре­сурса в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издерж­ки покупки ресурса равны его цене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную формулу следующим образом:

Или в словесной форме: максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения равен цене соответствующего ресурса.