logo search
От Рисина Конференции / АКт

Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах

Современная административная реформа реализует новую концепцию государства, в которой ключевая роль отводится информационно-коммуникационным технологиям. В 2000 году лидеры «Большой восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества, в которой информационно-коммуни-кационные технологии объявлены основным средством взаимодействия между государством и обществом. Это положение получило дальнейшее развитие в Декларации принципов информационного общества и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 году.

В практике государственного управления эти новации стали мейнстримом административных реформ и получили название «электронное правительство». Под этим термином понимается единая социально ответственная и информационно открытая, с постоянной обратной связью, организация власти. По аналогии с «электронным правительством» выделяют подсистему «электронные муниципалитеты», используются понятия «электронный бизнес» - «e - Business» и «электронный гражданин» - «e - Citizen». В рамках «электронного правительства» предполагается взаимодействие внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.

Формирование «электронного правительства» делится на три составляющие:

- публичность, т.е. расширение доступа граждан и институтов гражданского общества к информации органов государственной власти и местного самоуправления;

- участие, т.е. расширение участия граждан в управлении государственными и местными делами;

- онлайн транзакции, т.е. предоставления услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет (оплата коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций, сбор налогов и т.д.).

Преимущества «электронного правительства» заключается в упрощении и сокращении сроков бюрократических процедур, обеспечение строгой налоговой отчетности, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение коррупции, рост доверия граждан к государству.

В начале 90-х годов «электронному правительству» отводилось обслуживающая роль в административных реформах. Сегодня оно является интегратором системных преобразований государственного управления, направленных на формирование новой модели государства в информатирующемся обществе. По данным ООН из 192 стран, членов этой организации, только три страны не проводят политику информатизации государственного управления. Самой подготовленной страной по предоставлению правительством своих услуг в режиме онлайн является Швеция, затем идут Дания, Норвегия и США. Россия находится на 60-м месте. По индексу участия граждан в диалоге с правительством лидируют США, далее следуют Республика Корея, Дания и Франция. Россия на 98 месте.

Для США информационное общество – это завершение процесса глобализации. В 2002 году в стране был принят Закон об электронном правительстве. Тогда же специальная группа разработала план «E – Government Strategy», построенный на следующих принципах:

- ориентирование на граждан;

- ориентирование на результат;

- рыночный подход;

- продвижение инноваций.

На основании этого плана в США была реформирована политика и структура государственного управления. В результате задача создания «электронного правительства» стала национальной и приоритетной. Властные полномочия по созданию «электронного правительства» были сконцентрированы на федеральном уровне и введена персональная ответственность за информатизацию государственных органов. Таким образом, политика и практика создания «электронного правительства» были унифицированы и стали прозрачными и подотчетными. Главный правительственный портал США построен в соответствии с основной концепцией «электронного правительства», как системы отношений правительство – граждане, правительство – бизнес, межагентские отношения.

Все услуги, предоставленные порталом в стране делятся на несколько разделов: государственные блага, государственные гранты, государственные работы, получение лицензий, вопросы социальной безопасности, получение паспортов, иммиграция и т.д.

Портал дает возможность интерактивного диалога в режиме реального времени. Важнейшей функцией «электронного правительства» является сбор налогов и штрафов через Интернет. Их объем составляет 15 % всех налогов и штрафов. В 2003 году Администрация Джорджа Буша создала интернет-сервис. Любой пользователь сети может задать вопрос чиновникам аппарата Президента США.

В Германии Федеральное правительство разработало стратегию обслуживания населения по сети Интернет, опирающуюся на следующие принципы:

- новое распределение, ведущее к росту эффективности и улучшению исполнению законов;

- выстраивание партнерских отношений с гражданами государства;

- разностороннее развитие государственных служб, в результате которого их деятельность станет эффективнее и прозрачнее;

- создать мотивацию, способную заинтересовать служащих в результатах своей работе.

Во Франции создание «электронного правительства» осуществляется в рамках программы правительственных действий по организации общество информации с 1998 года. В рамках этой программы все министерства Франции разработали проекты сайтов, содержащие информацию о своей деятельности и предоставленных услугах. Был также создан межведомственный комитет по технической поддержке развития информационных технологий в правительственных службах, для компьютерного и программного обеспечения правительственных служб, создания открытых для населения сетей. Новые информационные технологии сделали контакт между населением и государственными органами более простым. В настоящее время каждый человек может обратиться к чиновнику за квалифицированной консультацией. Именно в этом заключается цель информатизации государственного управления во Франции – создание частно «электронного правительства», т.е. предоставление услуг населению с использованием Интернета. Электронному управлению и расширению гражданского участия в политических процессах в стране уделяется меньше внимания.

Великобритания реализует масштабную программу модернизации и реконструкции государственного управления с использованием информационных технологий. Цель программы заключается в повышении эффективности и оперативности государственных служб и предоставлении информации гражданам. С помощью «электронного правительства» Великобритания стремится объединить действия государственных ведомств и создать единый интерфейс для доступа к государственным услугам. Государственные организации Великобритании тесно сотрудничают с частным сектором и поощряют создание IT – проектов совместными усилиями государственных и частных партнерств.

Практика создания «электронного правительства» есть и в других странах Европы, Америки, Азиатско-тихоокеанского региона, а также в России.

Подводя итог, можно сказать, что современные модели «электронного правительства» обусловлены развитием информационной цивилизации и ориентированны на будущее. Реализация данных моделей возможна при условии сетевой организации общества, технологической оснащенности деятельности государственного аппарата. В этом случае «электронное правительство» получит своевременную информацию о реакции общества на государственные решения, а также возможность эффективно осуществлять идею сознательного участия граждан в разрешении проблем государственного развития.

Мельник Е. Н.