logo search
От Рисина Конференции / АКт

Зарубежный опыт общественно-частного партнерства

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и раз­вивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (РРР). В российской литературе принят термин «общественно-частное партнерство» (ОЧП).

Бурное развитие многообразных форм ОЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в са­мых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства, муниципальной власти и бизнеса как характерную черту совре­менной смешанной экономики.

Интерес к инвестиционной составляющей сотруд­ничества государственной, местной власти и частного бизнеса возник достаточно давно: первая постройка канала по концессионному принципу во Франции датируется 1552г. Активно общественно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими стра­нами, в том числе и Россией, на рубеже XIX -XX веков, особенно для строительства железных дорог.

Необходимость в ОЧП возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство и муниципальная власть традиционно не­сет ответственность, – объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфра­структура, объекты культуры, памятники истории и ар­хитектуры и т.п.), так называемые публичные службы – ремонт, реконструкция и содержа­ние объектов общего пользования, уборка террито­рий, жилищно-коммунальное хозяйство, образова­ние, здравоохранение.

Государство, как правило, не может полностью от­казаться от своего присутствия в этих сферах, и вынуж­дено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над оп­ределенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств соответ­ствующих бюджетов.

Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ОЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, к тому же существуют те отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, отрасли в странах с разным уровнем экономиче­ского развития, в которые, по мнению правительства страны, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, существенно различаются.

Анализ опыта применения ОЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, показал, что такие партнерства успешно приме­няются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и соци­альной инфраструктуре (здравоохранение, образова­ние, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты воен­ной сферы). При этом лидирующей является транспор­тная инфраструктура, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура.

Если анализировать использование ОЧП по стра­нам, то в зависимости от уровня социально-экономи­ческого развития страны картина будет меняться. Так, по сравнению с общей картиной в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) проекты транспортной инф­раструктуры стоят далеко не на 1-м месте. В странах «большой семерки» на 1-м месте – здравоохранение (184 из 615 проектов), на 2-м месте – образование (138 проектов), на 3-м – автодороги (92 проекта).

Анализ зарубежного опыта использования ОЧП показал, что в каждой из стран «Большой семерки» име­ется своя наиболее приоритетная отрасль по исполь­зованию ОЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании – здравоохранение (123 из 352 проектов) и образова­ние (113 из 352 проектов), в Германии – образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции – здравоохранение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод в тех странах, которые характеризуются наличием ры­ночной экономики, высоким уровнем производитель­ности труда и уровнем потребления ВВП на душу на­селения, где государством гарантируется высокий уро­вень социальной защиты, где велика средняя продол­жительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования, ОЧП ис­пользуется чаще в отраслях здравоохранения и обра­зования, что продиктовано политикой государства.

В других развитых странах (Австрии, Бельгии, Да­нии, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Ис­пании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре) на 1-м месте по числу использования ОЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкци­ей автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весь­ма значительным отрывом здравоохранение (29 про­ектов), образование (23 проекта) и средства размеще­ния (22 проекта).

Таким образом, существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбира­ется для привлечения в нее инвестиций с помощью ОЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран, приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих госу­дарств и их социально-экономическим развитием.

Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за ис­ключением автодорог) не будут приоритетными. Учи­тывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1-е место по приоритетности привле­чения инвестиций с помощью ОЧП должна выйти транс­портная инфраструктура, а именно: строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др.

Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов) – страны Центральной и Восточной Ев­ропы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Ру­мыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли «Здравоохранение» и «Образование» на­ходятся уже далеко не на 1-м месте по применению ОЧП – лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов. В странах с переходной экономикой им уделяется вни­мание в первую очередь, в них вкладываются средства.

В развивающихся странах (22 из 915 проектов) – Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, как и в пре­дыдущей группе стран на 1 -м месте по количеству ОЧП находятся автодороги, на 2-м месте – аэропорты, тюрь­мы и водоочистные сооружения. Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа стран), так как ОЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного и муниципального секторов, распределить риски между партнерами.

В ряде восточноевропейских стран в конце 1990 – начале 2000-х годов в связи с подготовкой к вступле­нию в ЕС в отраслях транспортной инфраструктуры и в городском хозяйстве стали активно использоваться методы ОЧП. Проекты по привлечению частных инвес­тиций в расширение сети автомагистралей, модерни­зацию портов и аэропортов реализуются на основе структурного содействия со стороны ЕС.

Пример эффективного проекта ОЧП – расшире­ние и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэро­портом, что требовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти вдвое. Без привлечения час­тного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было бы невозможно.

Стоимость проекта составила 153,4 млн евро, до 80% его финансирования при­шлось на частную сторону. Государственная польская авиакомпания LOT была включена в частное кредит­ное соглашение об обеспечении гарантий и в согла­шение об использовании аэропорта. Успешное завер­шение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах ре­конструкции на принципах ОЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.

Удачной моделью эффективного сочетания интере­сов публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проект предполагал предва­рительную стадию приватизации – эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже. Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и госу­дарство (18,4%). Сформированное таким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публич­ных инвесторов. При этом АО является «частным» акци­онером других германских аэропортов, т.е. «частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.

Накопленный к настоящему времени арсенал форм и методов ОЧП позволяет при сохранении важнейших национальных объектов в государственной и муниципальной собственности передавать часть правомочий собственника частному сектору. Имеются в виду, прежде всего такие функции, как сооружение, эксплуатация и содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также управление ими. Таким образом, в тради­ционно общественную сферу экономики привносятся своего рода частные товары и услуги, что создает условия для эффективного функционирования указанных объектов, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов.

Подгорнов И.В.