5.6. Излишек производителя
Рассмотрение совершенной конкуренции позволяет точнее представить излишек производителя.
Рис. 5.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции
На рис. 5.5. определена кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Это кривая МС, берущая начало от точки А (где Р1 = AVC). Излишек производителя будет определяться как область, ограниченная кривой предложения, линией цены (Р = MR) и ординатой.
При цене Р1 = AVC (рис. 5.7.) излишек производителя равен нулю, ибо при выпуске Q1 убытки фирмы равны постоянным издержкам, равным площади P1AQ1O.
Рис. 5.7. Излишек производителя совершенно конкурентной фирмы
При цене Р2 = АТС излишек производителя будет равен площади Р1Р2ВА, но прибыль фирмы при этом выпуске Q2 будет нулевой.
При цене Р3 излишек производителя возрастет на величину, равную площади Р2Р3СВ, и будет равен площади фигуры Р1Р3СА.
ТЕСТЫ
Выберите правильный ответ среди предложенных:
-
Положительная (экономическая) прибыль фирмы:
а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долговременном промежутке;
б) Эквивалентна бухгалтерской прибыли;
в) Имеет место всякий раз, когда (общие) издержки фирмы превышают ее (общую) выручку;
г) Существует всегда, когда предельная выручка превышает предельные издержки.
-
При текущем уровне цен средняя выручка, получаемая типичным производителем пончиков, превышает его средние издержки. Вы бы предсказали, что
а) Количество фирм в отрасли будет увеличиваться;
б) Количество фирм в отрасли будет уменьшаться;
в) Прибыль, получаемая в долгосрочный период типичным производителем пончиков, будет превосходить прибыль типичной фирмы этой отрасли в краткосрочный период;
г) Количество продукции, выпускаемое типичной фирмой в долгосрочный период, будет превосходить количество продукции, выпускаемое типичной фирмой в краткосрочный период.
-
Понятие «совершенная конкуренция» подразумевает, что это фирма, которая:
а) Использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами;
б) Не оказывает влияния на формирование рыночной цены;
в) Использует любые формы конкуренции для захвата рынка;
г) Добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.
-
Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:
а) Приведет к снижению рыночной цены продукции;
б) Не окажет никакого влияния на рынок;
в) Приведет к росту рыночной цены продукции;
г) Сократит предложение и повысит рыночную цену продукции.
-
Какой из следующих примеров лучше всего соответствует типу совершенно конкурентной компании:
а) Фермер;
б) Местное коммунальное предприятие;
в) Газета, выпускающаяся в Москве;
г) Производитель зубной пасты.
-
Кривая спроса для фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадает с:
а) С кривой предельной и средней выручки;
б) Кривой общей выручки;
в) Кривой общих затрат;
г) Кривой предельных затрат.
-
Предельные затраты при максимизации предприятием прибыли равны цене в условиях совершенной конкуренции потому, что
а) Линия предельной выручки пересекает кривую спроса;
б) Кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна;
в) Линия предельной выручки вертикальна;
г) Линия общих затрат имеет отрицательный наклон.
-
В группу условий совершенной конкуренции не входит условие:
а) Имеется много продавцов и покупателей данного товара и каждый из них производит лишь малую долю всего объема продаж;
б) Товар должен быть однороден с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть анонимны с точки зрения продавца;
в) Отсутствие всяких барьеров на вход в отрасль;
г) Информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна.
-
Кривая предложения фирмы в коротком периоде в условиях совершенной конкуренции:
а) Совпадает с участком кривой средних переменных затрат, лежащим выше кривой предельных затрат;
б) Выводится из рыночной кривой предложения;
в) Совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим ниже кривой средних переменных затрат;
г) Совпадает с участком кривой предельных затрат, лежащим выше кривой средних переменных затрат.
-
В коротком периоде фирма с целью максимизировать прибыль или минимизировать убытки не должна производить товар, если
а) Цена меньше, чем минимальные средние переменные затраты;
б) Цена меньше, чем минимальные средние затраты;
в) Цена меньше, чем средние постоянные затраты;
г) Минимальные средние затраты меньше, чем предельные затраты.
-
Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:
а) Остановить производство как можно скорее;
б) Продолжать производство товаров на уровне, где Р=МС, если Р>AVС;
в) Выбрать новую технологию;
г) Сократить накладные расходы;
д) Продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.
-
Экономическая прибыль:
а) Не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде.
б) Эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;
в) Имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;
г) Существует всегда, когда предельный доход превышает пределы издержки;
д) Все предыдущие ответы неверны.
- Микроэкономика содержание
- Глава 1. Предмет экономической теории и ее методы. Микроэкономика
- Структура современной экономической теории Экономическая теория делится на следующие разделы:
- Методология экономической теории
- Глава 2. Основы анализа спроса и предложения
- А. Маршалл
- 2.1. Спрос
- 2.2. Предложение
- Рыночное равновесие и неравновесие
- 2.4. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
- 2.5. Единственность и стабильность равновесия
- 2.6. Взаимовыгодность добровольного обмена
- 2.7. Регулирование рынка
- Основные средства государственного воздействия на рынок:
- 2.8. Эластичность спроса и предложения. Значение эластичности в микроэкономическом анализе
- Глава 3. Теория поведения потребителя Свобода выбора и суверенитет
- Рациональность
- 3.1. Бюджетное ограничение
- Изменение бюджетной линии
- 3.2. Количественная (кардиналистская) теория. Количественная полезность и спрос Полезность
- 3.3. Порядковая теория (ординалистский подход)
- Свойства кривых безразличия
- Предельная норма замещения
- 3.4. Оптимум потребителя (ординалистский подход)
- Изменение цен и дохода
- 3.5. Эффект дохода и эффект замены
- Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу
- Глава 4. Производство и издержки
- 4.1. Фирмы в рыночной экономике
- 4.2. Производственная функция
- 4.3. Экономические издержки и экономическая прибыль
- 4.4. Закон убывающей отдачи и издержки производства в краткосрочном периоде
- 4.5. Издержки в долгосрочном периоде
- Глава 5. Совершенная конкуренция
- 5.1. Признаки, цена, спрос и доход
- Общая характеристика типов рыночных структур
- 5.2. Максимизация прибыли, минимизация убытков в краткосрочном периоде
- 5.3. Закрытие фирмы
- 5.4. Краткосрочная кривая предложения
- 5.5. Оптимизация объема производства в долгосрочном периоде
- 5.6. Излишек производителя
- Глава 6. Чистая монополия
- 6.1. Спрос в условиях монополии. Валовой, предельный и средний доход
- 6.2. Максимизация прибыли
- 6.3. Смещение спроса
- 6.4. Ценовая дискриминация
- 6.5. Сравнение монополии и чистой конкуренции
- 6.6. Показатели монопольной власти
- 6.7. Регулирование естественных монополий
- Глава 7. Монополистическая конкуренция
- 7.1. Кривая спроса фирмы и отрасли
- 7.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах
- 7.3. Монополистическая конкуренция и эффективность
- 7.4. Неценовая конкуренция
- Глава 8. Олигополия
- 8.1. Олигополия, признаки и распространенность
- 8.2. Олигополия в краткосрочном периоде
- 8.3. Олигополия в долгосрочном периоде
- 8.4. Модель Курно
- 8.5. Сговор при олигополии
- 8.6. Ломаная кривая спроса
- Глава 9. Рынок труда и заработная плата
- 9.1. Общие проблемы спроса на экономические ресурсы
- 9.2. Фактор труд и его цена. Формы заработной платы
- 9.2.1. Общая характеристика рынка труда
- 9.2.2. Заработная плата
- 9.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- 9.3.1. Совершенная конкуренция на рынке труда
- 9.3.2. Монопсония на рынке труда
- 9.3.3. Профсоюзы на рынке труда
- 9.3.4. Взаимная монополия на рынке труда
- 10. Рынок капитала
- 10.1. Понятие о капитале и его структуре
- 10.1.1. Капитал как фактор производства
- 10.1.2. Капитал предприятия и его структура. Рынок оборотного капитала
- 10.2. Рынок основного капитала
- 10.2.1. Дисконтирование
- 10.2.2. Равновесие на рынке основного капитала
- 10.3. Понятие о проценте как доходе фактора капитал
- Глава 11. Рынок природных ресурсов
- 11.1. Земля как фактор производства
- 11.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов
- 11.2.1. Равновесие на рынке невозобновляемых ресурсов
- 11.2.2. Роль невозобновляемых ресурсов в современной российской экономике
- 11.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов
- 11.3.1. Особенности аграрного сектора экономики
- 11.3.2. Земельная рента
- 11.3.3. Аграрный рынок России
- Список рекомендуемой литературы