logo search
Ценообразование КОНСПЕКТ

6.2 Тарифы грузовых перевозок на рынке транспортных услуг.

Рынок транспортных услуг определяет либерализация коммерческой деятельности промышленных и транспортных предприятий, что отражается в акционировании предприятий автотранспорта.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между разными видами транспорта, но и между транспортными организациями, фирмами. Важную роль в этих условиях играет гибкая система тарифов, участие РБ в трансъевропейских транспортных коридорах. Два важнейших трансъевропейских коридора - это Берлин-Москва, Хельсинки-Одесса. Это доступ к международным финансам. Транспортный коридор представляет собой систему всех видов транспорта на исторически сложившихся направлениях перемещения.

Транспортный тариф – это цена наиболее массовых производственных услуг – перевозок груза. Специфика его заключается в том, что он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы, транспорт лишь доставляет определенные потребительные стоимости, не меняя их состава и объема. При этом процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления. Поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением грузов. В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки представляет собой денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.

Транспортные услуги отражаются в различных элементах конечной цены: в себестоимости отражаются ТЗР (транспортно-заготовительные расходы) по доставке материальных ресурсов, самостоятельным элементом цены в зависимости от условий франко, а также в оптовой и в розничной цене, то есть в торговых надбавках. Следовательно, изменение транспортных тарифов оказывает существенное влияние на уровень и динамику отпускных и розничных цен товара. Транспорт является крупным потребителем электроэнергии, топлива, металла и т.д., цены на которую формируют эксплутационные расходы транспорта.

Особенность формирования рынка транспортных услуг и их тарифов связана с участием разных видов транспорта в перевозке. Их взаимосвязь, а также специфика работы каждого оказывают влияние на установление тарифов и выбор того или иного вида для транспортировки.

Транспортные тарифы имеют разную форму построения:

1) Дифференциальные тарифы – устанавливаются таким образом, что тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).

2) Пропорциональные тарифы – устанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. Провозная плата возрастает прямопропорционально расстоянию перевозки (автомобильный транспорт).

3) Аккордные тарифы – устанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиационный транспорт).

Грузовые транспортные тарифы различаются по родам отправки в зависимости от размера партии – это тарифы за повагонные, судовые, автомобильные, контейнерные перевозки и мелкие отправки. Среди всех грузовых тарифов наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки. Именно на рынке автотранспортных услуг наряду с государственными успешно работают фирмы различных форм собственности. На других видах транспорта господствует государственная форма собственности, и тарифная политика находится под непосредственным государственным контролем.

Транспортные предприятия, являясь равноправными субъектами хозяйствования должны работать рентабельно, обязаны платить все налоги и иметь средства для расширенного воспроизводства. Поэтому транспортный тариф состоит из себестоимости перевозок, прибыли и косвенных налогов и отчислений. Преобладающим подходом формирования тарифов является затратный.

Себестоимость перевозок характеризует удельную величину эксплутационных расходов, то есть расходов непосредственно связанных с перевозным процессом приходящихся на единицу перевозок. Имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, которые определяют различие в себестоимости перевозок, делят на две группы:

1) К первой группе относят факторы, связанные со свойствами самого груза, условиями его производства и потребления, степени подготовленности к применению.

2) Вторая группа обусловлена характеристиками. Таким образом к ним относят: грузоподъемность, вместимость, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы.

Для калькуляции себестоимости перевозок большое значение имеет группировка расходов:

а) по стадиям перевозочного процесса

б) по экономическому содержанию расходов

в) по способу включения в себестоимость отдельных видов перевозок (прямые и косвенные). Особенностью формирования затрат на транспорте является деление издержек по 2-м стадиям:

1) по начально-конечным операциям

2) по движенческим операциям

Начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема грузов, а движенческие операции обуславливают расходы топлива, содержание путей (дорог), связь, сигнализацию и т.д. Эти расходы зависят от дальности перевозки. При определении транспортных затрат (перевозок) на различное расстояние можно использовать следующую зависимость:

З = а + bхd, (36)

где З – затраты по перевозке на расстояние,

а – затраты на начально-конечные операции в расчете на 1т. груза,

b – затраты по перевозке в расчете на 1 тонно-километр,

d – дальность перевозки.

Действующие грузовые тарифы на ж/д дорогах различаются в зависимости от:

- рода груза

- степени использования грузоподъемности и вместимости вагона

- вида отправки

- типа подвижного состава

- скорости перевозок и других параметров.

Дифференциация тарифов по роду груза обуславливается неодинаковой загрузкой транспортных средств разными грузами и различным характером операций с разными грузами на станциях отправления и назначения, что влияет на величину транспортных издержек. Размеры тарифных ставок устанавливается сравнительно низкими на перевозку продукции при погрузке которой лучше использование вагонов по грузоподъемности и вместимости (уголь, стройматериалы, минеральные удобрения). И более высокие при худшем использовании.

В зависимости от вида отправок ж/д тарифы делят на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок, самые низкие повагонные тарифы. Вся система тарифов ж/д дорог изложена в специальных тарифах, руководствах, там приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку грузов на разное расстояние. Но в условиях общего роста затрат на транспорте постоянно возникает необходимость корректировки тарифов с помощью предельных повышающих коэффициентов.

Поскольку транспорт РБ – это единая транспортная система бывшего союза, тарифная политика на межгосударственные перевозки каждого года обсуждается на конференциях стран СНГ участниц тарифного соглашения. Процесс определения провозных плат и сборов за дополнительные операции (хранение, взвешивание, сопровождение) и перевозку в целом, которые должны быть взысканы с грузоотправителя или получателя называют таксировкой.

Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузовые автоперевозки. Тарифы формируются не только под влиянием затратного фактора, но и с учетом конкуренции на рынке автотранспортных услуг, спроса и предложения. На этом сегменте рынка транспортных перевозок, четко видна политика лидерства в ценах, крупнейшее в РБ объединение концерн БЕЛМАГИСТРАЛЬАВТОТРАНС имеет опыт в разработки тарифов, определяет их по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности. Тарифы на автомобильные перевозки носят договорной характер. Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по грузоподъемности автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью за 1 км пробега с грузом. Тарифы за повременное использование определяются за 1 час работы автомобиля. Тарифы за перевозку грузов в автоконтейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера за 1 км пробега с грузом и т. д.