Анализ системы местного самоуправления курской области
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан, уровнем публичной власти и элементом рыночной экономической системы.
Более шести лет на территории Курской области осуществляется реформа местного самоуправления в соответствии с концепцией, заложенной в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». За этот сравнительно небольшой период принято более 100 законов и других правовых актов Курской области, наработана определенная практика применения его положений в работе муниципальных образований.
Необходимо подчеркнуть, что организовать исполнение Федерального закона № 131 на территории Курской области было несколько проще по сравнению с другими регионами, так как на момент его принятия в области уже существовала поселенческая модель местного самоуправления, то есть, территориально муниципальные образования включали в себя несколько населённых пунктов. Муниципальные органы были созданы и действовали в крупных городах, райцентрах, рабочих поселках и селах. Такая модель территориального устройства в наибольшей степени соответствовала концепции, заложенной федеральным законом, а органы исполнительной государственной власти оставались только на районном уровне.
Создание правовой базы по местному самоуправлению позволило в течение 2004 – 2005 годов решить организационные и финансовые вопросы для создания органов местного самоуправления в районном звене, провести выборы глав и депутатов представительных органов, сформировать аппарат администраций районов.
В настоящее время местное самоуправление представляют 540 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 28 муниципальных районов, 27 городских поселений, 480 сельских поселений.
Прошедшее время показало, что жизнь постоянно вносит коррективы, в том числе в федеральное законодательство. Достаточно сказать, что со дня выхода в свет закона федеральным законодательством внесены значительные изменения в сторону расширения полномочий различных уровней муниципальных образований. Их количество с 2003-го по 2009 год увеличилось.
В прошедший период в Курской области также продолжался процесс разграничения, уточнения местных полномочий. В настоящее время 358 поселений заключили договоры с районами о передаче полномочий (от 1 до 5) по решению вопросов местного значения. Кроме того, часть вопросов местного значения решается поселениями (городскими в том числе) и районами совместно. Понятно, что для их выполнения нужны финансовые средства. А сельские поселения практически все (за исключением 7) являются дотационными. Отсюда и проблемы. Одна из важнейшей проблем в реформе – это укрепление доходной части бюджетов муниципальных образований. Эти и другие вопросы реформирования местного самоуправления поднимались на расширенном совещании руководителей регионов Центрального Федерального округа, которое состоялось 16 октября 2008 г. в г. Курске с участием Г.С. Полтавченко – полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО, С.М. Киричука – президента Общероссийского Конгресса муниципальных образований.
Непросто обстоят дела и с регистрацией прав собственности на недвижимое имущество, которой, как известно, занимаются органы государственной регистрации.
Еще одна проблема заключается в том, что развитие налогооблагаемой базы возлагается на органы местного самоуправления, а функции по администрированию закреплены за органами государственной власти. Налицо разрыв в управленческой цепочке, который способен привести и уже приводит к замедлению темпов социально-экономического развития муниципальных образований. Даже при наличии у органов местного самоуправления информации о состоянии налогооблагаемой базы (такую информацию муниципальные руководители могут получить в налоговых инспекциях далеко не всегда), у них отсутствует возможность влиять на собираемость налогов, так как они крайне ограничены в возможности предпринимать какие-либо действия в отношении налогоплательщиков. Все, что они могут сделать – это довести до налогоплательщиков кадастровую оценку земли, которая, в свою очередь, определяется федеральными структурами. Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления практически лишены возможности эффективно влиять на доходные возможности местных бюджетов. Очевидно, что назрела необходимость совершенствования законодательства, регулирующего вопросы регистрации земельных участков и иной собственности, которое бы предусматривало ограничение стоимости и ускорение этой процедуры, а также законодательства, регулирующего ответственность потенциальных плательщиков местных налогов.
Одной из важнейших задач реформы местного самоуправления является совершенствование территориальных органов местного самоуправления на основе преобразования (объединения). Преобразование касается, как правило, муниципальных образований сельских поселений. У нас в области 115 муниципальных образований – от 300 до 500 человек; 200 муниципальных образований – от 500 до 1000 человек. Причем количество малочисленных муниципальных образований увеличивается в силу демографической и экономической ситуации в сельской местности.
Наличие большого количества малочисленных, экономически слабых муниципальных образований отрицательно сказывается на качественном составе выборных должностных лиц, муниципальных служащих, исполнении органами местного самоуправления местных полномочий и в конечном итоге, на эффективности муниципального управления.
Регулярно проводятся заседания Правления, комитетов Совета, на которых рассматриваются актуальные вопросы по взаимодействию, межмуниципальному сотрудничеству, анализу, обобщению опыта работы и прежде всего, по укреплению доходной части бюджетов, по вопросам реформирования ЖКХ, газификации и водоснабжения населенных пунктов, решению социально-экономических вопросов, по участию в программе «Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2007-2010 годы», по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера. Советом изданы плакаты, методические пособия для практической работы. Руководителями муниципальных образований ведется постоянная работа по учебе кадров, оказанию практической помощи, консультаций непосредственно в Совете и на местах.
Одним из важных направлений в реформировании органов местного самоуправления является повышение квалификации муниципальных служащих. Сегодня в области создан Центр интенсивной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров на базе Курского института менеджмента, экономики и бизнеса. За пять лет повысили свою квалификацию 2215 человек.
Таким образом, принятие закона Курской области № 60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» и целенаправленная работа по повышению квалификации муниципальных служащих положительно сказались на качественном составе работников муниципалитетов. Количество муниципальных служащих с высшим образованием возросло и сегодня составляет 66,9% от их общего числа.
Важнейшей составляющей эффективной работы является непосредственное участие самого населения в местном самоуправлении. Администрация стремится активизировать работу уличных комитетов, домкомов, ТСЖ, советов домов, советов микрорайонов, других общественных формирований, развивать инициативу граждан, выстроить систему работы с населением во взаимодействии с органами местного самоуправления, использовать различные формы и рычаги повышения ответственности муниципальных служащих, депутатов всех уровней. При этом, в области на практике реализуется требование законов подконтрольности, подотчётности населению местной власти, прозрачности, открытости деятельности должностных лиц. В большинстве муниципальных образований организованы, как того требует закон, отчёты глав, депутатов об исполнении бюджетов муниципальных образований.
Что касается завершения муниципальной реформы, то, по словам председателя Совета муниципальных образований Курской области, главы города Курчатова Ю.С. Косырева, реформа местного самоуправления только набирает ход. Еще предстоит пройти большой путь, для того, чтобы местное самоуправление обрело новое качество. Если посмотреть на европейский опыт становления местного самоуправления, то эти процессы в странах Европы протекали не одно десятилетие. Таким образом, преодолев трудности роста, опираясь на поддержку федеральных органов, с помощью государственной власти региона, органы местного самоуправления Курской области в ближайшее время будут способны самостоятельно и на более высоком уровне исполнять местные полномочия, решать конкретные вопросы улучшения жизни населения.
Храпова О.Ю., Харченко Е.В.*
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий